Коллекция фарфора и фаянса

Одним из самых выдающихся изобретений человечества по праву считается гончарный круг. С тех пор посуда, особенно керамический, вошел в нашу жизнь так же прочно, как одежда, орудия труда, жилище. С древнейших времен до наших дней керамическую посуду не просто сопровождает человека в домах, храмах, военных походах и поисковых экспедициях, - он во время являются своеобразным мерилом социального статуса, богатства, а иногда - уровня культуры. Ведь некоторые керамические произведения искусства - а именно такими они есть - на равных конкурируют с известными произведениями живописи, скульптуры, графики.

Среди разнообразных коллекций Художественно-мемориального музея И.Ю. Репина особое место занимает коллекция фарфоровых и фаянсовых изделий XIX-XX вв. зарубежного и отечественного производства. В данной работе приведен анализ этой коллекции, который выполнен после окончания полной научной обработки и атрибуции музейных предметов.

Музейная коллекция керамики состояла в основном в 70-90-е годы 20 в., насчитывает свыше 670 предметов, из них - 193 это предметы из фарфора и фаянса 19 ст. - первой половины 20 вв.
Интенсивная собирательская работа сотрудников музея, многочисленные дары граждан, дали возможность собрать значительную коллекцию бытового фарфора и фаянса многих ведущих производств Российской империи, Советского Союза и нескольких иностранных заводов. 

Завод М.С.Кузнецова

в 1864 году перешел к его внука Матвея Сидоровича Кузнецова. Виготовлювався фаянс и фарфор. С 1889 года входит в состав «Общества фарфоровых и фаянсовых заводов М.С.Кузнецова».

заголовок с кратким описанием 3
заголовок с кратким описанием
заголовок с кратким описанием 2

Фабрика Рейхеля «Меркурий»

Возникновение фарфоро-фаянсового производства на новгородской земле относится к 19 в. П.К.Рейхель строит на берегу реки Ниша два завода - кирпичный и гончарный, потому что здесь были большие запасы красной глины - сырья для будущего производства. С конца их строительства, в 1882 году и начинается история фарфорового завода «Пролетарий». Сначала, здесь выпускалась продукция низкого качества - горшки, миски, кружки, но из-за большой конкуренции с продукцией Кузнецовских заводов, с лета 1884 года завод перешел на выпуск фарфорово-фаянсовых изделий. Все же посуда Рейхеля уступал по качеству кузнецовському. Много изделий совсем не раскрашивалось. Производство было на грани краха из-за долгов хозяина. Узнав об этом І.Є.Кузнецов покупает завод у Рейхеля. Не теряя времени, новый владелец модернизировал производство, построил три новых корпуса, фабрику стали называть Бронницькою - по имени ближайшего населенного пункта. Трудным для завода стали революционные годы, не было запаса сырья, топлива, почти все оборудование развалилось. В ноябре 1921 года был создан Государственный трест фарфорово-фаянсовой промышленности, фабрику переименовали в фарфоровый завод «Пролетарий». С 1925 года завод полностью перешел на выпуск фарфора. В предвоенные годы рабочие «Пролетария» вдвое увеличили выпуск продукции, обновив формы фарфоровых изделий и роспись на них. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Красноярск, а после войны восстанавливали завод с нуля. В наше время завод «Пролетарий» - высокомеханизированное предприятие, оснащенное высокомеханизированным оборудованием. Посуда на заводе, в основном, декорируется способом шелкографии или здвижної деколи.

Завод Гарднера

В 1766 году в Императорского фарфорового завода появился первый «частный» конкурент - завод английского финансиста Гарднера[3], открытый в Подмосковье. Основан в селе Вербілки Дмитровского уезда, Московской губернии. Среди частных фарфоровых предприятий завод Гарднера отличался высоким техническим и художественным уровнем. Еще в 18 в. продукция завода успешно конкурировала с дорогостоящими изделиями Императорского фарфорового завода. В настоящее время на предприятии было произведено определенный круг орнаментального и цветочного декора, по которому изделия этого завода всегда можно было отличить от других. Начиная с 18 в., наравне с Императорским фарфоровым заводом, это самый крупный, ведущий российский фарфоровый завод, он превышает другие и по количеству, и по качеству выпускаемой продукции; его фарфоровые изделия часто были образцами для изделий других фарфоровых предприятий России. Ассортимент: столовая и чайная посуда, вазы, скульптура.

При основателю предприятия Ф.Я.Гарднері и при его сыне Ф.Ф.Гарднері завод переживал период расцвета. В начале 19 в. управление заводом перешло к вдове Ф.Ф.Гарднера С.А. Гарднер. В первое десятилетие века предприятие находилось в невыгодном положении: из-за низких ввозных налогов иностранные фирмы активно ввозили в Россию фарфор, фаянс, стекло, создавая конкуренцию российским частным предприятиям. Значительные убытки предприятию были вызваны вторжением французов в Россию и пожаром Москвы, где в Гарднерів были скамейки и дом. Спад деятельности объясняется еще и неумением руководства оперативно изменить стиль выпускаемой продукции. Но, несмотря на тяжелые времена на фабрике Гарднера и в это время производилась большое количество посуды, которая продавалась в столице.

С 1812 г. владельцами Вербілок считались сыновья С.А.Гарднер А.Ф. и П.Ф.Гарднери, которые постепенно восстановили и укрепили фабрику. Производство фарфора начало расширяться, количество рабочих на предприятии увеличилась. В конце 20-х годов 19 в. гарднеровська фабрика обеспечивала своими изделиями не только внутренний рынок, но работала и на экспорт. Ассортимент изделий был разнообразен: различные сервизы, блюда, заварные чайники на подставках-грілках, подсвечники, корпуса для часов, разнообразные флаконы, так называемый трактирный посуда, жанровая скульптура, подарочные чашки и другие предметы быта, для восточного рынка начали выпускать изделия в «восточном духе». Конкуренция заставила строго следить за новыми веяниями моды и быстро реагировать на изменения в спросе покупателей. Начиная со второй трети 19 в. в изделиях завода проходят значительные стилистические изменения как в форме, так и в декоре. Этот период отличается большим разнообразием форм, что особенно касается чашек и бокалов, которые имели восьмигранные, конусообразные формы, а также стаканчика или бочки. Вместе с тем долгое время сохранялась ампирная форма чашки на ножке, с высокой, сложно изогнутой ручкой. Многие изделия украшались рельефным узором.

На протяжении всего существования завод выпускал большие и малые сервизы, осветительные приборы, мелкую пластику. Блестящая поверхность фарфора сохранила важнейшие исторические события и портреты государственных деятелей, виды городов и жанровые сцены. В 1770-1780-е годы по заказу императрицы Екатерины II на заводе, были изготовлены знаменитые четыре орденские сервизы «Ордена Святого Андрея Первозванного», «Ордена Святого Георгия Победоносца», «Ордена Святого Александра Невского» и «Ордена Святого князя Владимира». Парадные сервизы с изображениями орденских знаков и лент использовались для торжественных приемов кавалеров российских орденов. Уникальный чайный сервиз на одну персону, изготовленный в 1775 году в честь победы над Турцией и подаренный Ф.Гарднером Екатерине II. Большой популярностью пользовались в России в первой половине 19 в. изделия с изображением героев Отечественной войны 1812 г. и портретами литературных героев, архитектурных видов городов России и Германии. Один из знаменитых изделий завода - скульптурная серия, которая была создана по гравюрам знаменитого журнала

«Волшебный фонарь». Жанровые фигуры представляют разнообразные типажные портреты городских жителей, характерные для России первой половины 19в. - разносчики, модницы, почмейстери, лакеи, полицейские. Многочисленные варианты этих фигурок распространялись в большом количестве и во многом определили развитие фарфоровой пластики других заводов. Несмотря на идеализацию, фигурки имеют свою индивидуальность, характер, жизненную правдивость образов. В 1830-е годы была выполнена вторая серия таких фигурок.

На заводе можно было сделать персональный заказ на изготовление фарфоровых сервизов и отдельных предметов. В музеях есть подарочные чашки изготовленные умельцами на заказы частных лиц, с гербами, портретами жен и детей.

В 1892 году предприятие было куплено М.С.Кузнецовим с правом использовать клейма на изделиях и марки Гарднера. Завод вошел в состав «М.С. Кузнецова». Новые владельцы еще долго сохраняли традиции и продолжали ставить марку гарднеровського завода. Выпускался столовая и чайная посуда, вазы, скульптура и прочее. При декорирования использовались различные техники (ручная роспись, деколь, трафарет). С 1918 года предприятие имеет название Дмитровский фарфоровый завод.

Завод Гарднера 4
Завод Гарднера 1
Завод Гарднера 6
Завод Гарднера 3
Завод Гарднера 5
Завод Гарднера 2