Грани творчества Бориса Смирнова (к 110-летию со дня рождения)

В одной старой-старой детской сказке рассказывается, как искал принц свою заколдованную невесту по белу свету и набрел на сказочный хрустальный замок, где увидел спящую красавицу. Принц поцеловал ее — и она ожила, и мир вокруг засветился живыми и яркими красками. Так в руках известного советского художника, мастера декоративно-прикладного искусства, заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной  премия РСФСР имени И. Е. Репина (за создание массовых серийных и уникальных изделий из хрусталя) Бориса Александровича Смирнова оживает и расцветает стекло и хрусталь.

Б.А. Смирнов родился 14 марта 1903 г. в Санкт-Петербурге в семье разночинца Александра Смирнова и дворянки Любови Аляевой. Но не сразу нашел будущий художник свое призвание. Сначала учился в Институте инженеров путей сообщения. В 1927 году   окончил архитектурный факультет   Академии художеств в Ленинграде. Учителем его был известный советский архитектор И. А. Фомин. Довоенный период в творчестве Смирнова можно с полным правом назвать «архитектурным»: он  занимался строительством жилых домов,   заводов, больниц, театров.   Одновременно проектировал бытовые вещи (родильные кровати и типовые кресла для кинотеатров).

Война застала Смирнова в родном Ленинграде. С первого до последнего дня войны - он на фронте, был офицером Балтийского флота: занимался маскировкой военных  и гражданских объектов.   

После Великой Отечественной войны в творчестве Смирнова происходит перелом -архитектура начинает уступать место увлечению декоративным и прикладным искусством. С 1948 года Борис Александрович начинает работать на  Ленинградском заводе художественного стекла. Руководителем его стала знаменитая  художница В. И. Мухина (автор «Рабочего и колхозницы»    и граненого стакана с ободком). Одни из первых работ Смирнова  в стекле -  два прибора для вина: «Соколик» тут же забрал Русский музей, другой «Крепыш» - попал в массовое производство максимальным тиражом. Вскоре   Борис Александрович становится самой яркой фигурой отечественного художественного стеклоделия: он генерирует производственные и творческие идеи, создаёт произведения, ставшие классикой прикладного искусства.   Работает в области художественного стекла и художественного конструирования в оптическом приборостроении, оформлении выставок (позже - также керамики, фарфора ).  Его работы экспонировались с 1948 года практически на всех отечественных выставках художественной промышленности, художественных ремёсел, декоративно-прикладного искусства, керамики и стекла, а также на множестве зарубежных выставок.

Произведения Смирнова из стекла необычны, они удивляют смелостью творческих решений, оригинальностью заложенной в них художественной идеи. И хотя Смирнов создал немало произведений конкретно утилитарного назначения:   чайные сервизы, наборы для завтрака, приборы для воды и вина, кувшины, графины с рюмками и стопками, фужеры,  основой его деятельности является создание уникальных выставочных произведений станкового характера. Богатейшая фантазия, яркая индивидуальность, непрестанные поиски в различных направлениях, обозначенных самим художником — прозрачность, форма, функция, тематичность, — определяют творческую манеру Смирнова. Это и  удивительная по характеру использования и прозрачности скульптура - ваза «Танцующая пара» (1959). В вазе  плоская фигура мужчины расположена на поверхности сосуда для цветов - объемного изображения танцующей женщины. И триптих  «Стеклодувы» (1961), где в сосудах изображение находится как бы внутри формы и становится активным элементом в процессе формообразования вазы или сосуда.    Яркое и театрализованное зрелище — большой сервиз   «Праздничный стол» (1967). В сервизе больше 140 предметов,  выполнен   он  с использованием цветного стекла и традиционных приемов народного стеклоделия, в сервизе сочетаются   утилитарные и чисто декоративные предметы — статуэтки скоморохов, чертей, петухов, фантастических птиц.

Несмотря на стойкую и определяющую искусство Смирнова привязанность к стеклу, он стремится реализовать и другие творческие возможности — занимается и технической эстетикой, и архитектурным проектированием интерьеров общественных зданий,  оформлением книг. Ему, например, принадлежит оформление станции Санкт-Петербургского метрополитена «Автово» (1951), оформление книг Г. Гейне, Эрнста Шелктона и др. Он автор книги «Художник о природе вещей», изданной в 1970 году.  

В коллекции музея несколько работ мастера. Это одна из ранних работ художника - ваза «Танцующая пара», декоративная ваза «Академик Вильямс» (Василий Робертович Вильямс  (1863-1939)   - академик Академии Наук СССР  один  из основоположников агрономического почвоведения). Также в музее хранится декоративная композиция Смирнова  «Невесомость. Поехали!», посвященная  памяти  первого космонавта Юрия Гагарина.  Композиция состоит из пяти предметов: двух прозрачных высоких сосудов-труб с рельефным изображением космонавта,   металлической подставки   расписанной эмалью и двух завершений на сосудах: одно в форме фантастической птицы,   другое – человек  с крыльями.  Предмет – изображение – пространство – центральная тема  декоративной композиции. 

Архитектор, дизайнер бытовых предметов, рисовальщик (рисовал всю жизнь, используя различные техники и материалы: цветной карандаш, уголь, сепия, сангина, восковой карандаш, акварель, гуашь, пастель, чёрный шарик, фломастер,  экспериментировал в смешанной технике), стекольщик, текстильщик, автор общественных интерьеров, экспозиционных комплексов, журнальный и книжный график, фотограф. Все, за что брался Смирнов, он делал, конечно, не с равным успехом, но всегда как профессионал, был строг и требователен к своей работе. Работы Смирнова нередко раздражали советских чиновников от искусства, эпатировали своей необычностью публику, однако высоко ценились искусствоведами, художниками-сподвижниками, отечественными и зарубежными коллекционерами.

 

Прасол Наталья Николаевна, научный сотрудник КЗ «Художественно-мемориальный музей И.Е.Репина»

Категория: