Школа сельского хозяйства в Чугуевском военном поселении

Период военных поселений ознаменовался в нашем городе открытием ряда специальных учебных заведений. Об одном из них – школе военных кантонистов, уже неоднократно рассказывалось. В этой статье речь пойдет о другом учебном заведении – школе сельского хозяйства, которая была учреждена при учебном эскадроне Чугуевского полка вблизи Клугиновки и готовила грамотных земледельцев для военных поселений. Цель школы – «обучить агрономическому производству практически  и теоретически». Кроме подготовки специалистов эта школа призвана была служить «к доставлению военным поселянам образцов улучшенного земледелия и разведения лучших семян хлебов и трав, нужных для округов».

 Если на первом этапе  создания военных поселений кантонисты в  основной  своей  массе  готовились  к  военной  службе, то после проведенного  реформирования становились  активными  участниками  хозяйственной  деятельности  на  занимаемых  территориях. Здесь  прослеживается  стремление  правительства  сохранить  преемственность  в  поддержке  хозяйства  поселян  и  обеспечить  его  поступательное  развитие, что, в свою очередь, вело к укреплению  экономической  базы  округов.

Приказ об учреждении сельскохозяйственной школы в Чугуеве был подписан 3 апреля 1842 г. А уже с  15 июня школа начала работать. В школу от каждого эскадрона назначалось по два кантониста, всего 32 человека. Военные поселяне также могли помещать в школу своих детей как временно, так и на весь срок обучения. Воспитанники получали от своих эскадронов все содержание: провиант, одежду, «приварочные и на опрятность» деньги. Кроме того, для зимы им выдавалось по полушубку на два года. Провиант получали  от 6-го округа Украинского военного поселения. Для библиотеки школы приобретались практически все книги, которые «могли быть в ней полезны».

Командиром школы был назначен штаб-ротмистр Куприянов, агрономию преподавал прапорщик Якушкин, а главное управление школой было поручено Корпусному обер-квартирмейстеру полковнику  Розалион-Сошальскому. Объявление о наборе преподавателей давали в Санкт-Петербургских газетах.

Теоретические занятия проводились в основном зимой, летом воспитанники работали на пришкольном поле размером в 160 десятин, из которых 32 десятины были отведены для опытного поля. Теоретическое занятие предусматривало «изучение земледелия, землеудобрения, землепашества и землеустройства». Кроме теоретических занятий воспитанники занимались практическими работами. Они сажали деревья, работали на школьном огороде, учились готовить почву для лугов, ухаживали за скотом. Их обучали и различным ремеслам: столярному, плотничьему, бондарному, колесному делу; плетению корзин и лукошек из соломы, кузнечному, сапожному и портняжному мастерству. Учителями были мастеровые военно-рабочего батальона и временных рабочих рот.

Всего учеников в 1842 году было 42 человека. В 1843 – 38 чел. Учащиеся делились на младшее и старшее отделения. Ученики младшего отделения изучали Закон Божий, арифметику, читали хозяйственные  книги; у них проводились уроки чистописания и писания под диктовку. В старшем отделении изучали теорию земледелия.

Оценки ставились по 20-ти бальной системе отдельно за работу, отдельно – за теоретические знания. Свыше 15 баллов за работу в 1843 году имели 19 чел. Из них 20 баллов – 4 человека, низких оценок за работу практически не было, лишь кузнечное дело трудно давалось воспитанникам. За теоретические – больше половины имели 1-2 балла за знания и только 8 человек больше 15. Ежедневно проводились опросы учащихся, а в декабре экзамен. Обучение было рассчитано на три года: теоретическое шло год, остальное время – практика. Но «отличнейшие» воспитанники могли быть  выпущены через два года. Они выпускались унтер-офицерами и по приобретению в военном поселении навыка, при наличии вакансии, поступали в старшие и младшие вахмистры. Те воспитанники, которые не были удостоены званий унтер-офицеров, поступали в полк ефрейторами «ибо их дарования должны пользоваться справедливыми преимуществами».

Школа была на полном самообслуживании – дежурили сами воспитанники по неделям; во время дежурства они вели книгу прихода и расхода, кашеварили, выпекали хлеб. Несение службы в ночное время проводили также воспитанники, сменяясь  через каждые 2 часа. И только для очищения труб, отхожих мест, рубки дров и других подобных потребностей к школе были прикомандированы по 2 рядовых из инвалидных  рот.

Школьники трудились с 5 утра до 10 вечера. По воскресеньям и праздничным дням: по утру чтение воинского артикула, а после обеда чтение и письмо, что повторялось и в ненастные дни.

Работы на полях начинались 2 апреля, а заканчивались 12 ноября. Учащиеся ухаживали также за скотом. При школе содержалось рабочих волов – 30, бычков – 26, лошадей – 6, жеребят - 4. Коровы должны были содержаться в стойлах, по методе усовершенствованного хозяйства, что «должно было послужить как для ознакомления воспитанников и распространения через них в округах этих метод, так и для выгод школы». Для этого приобретались коровы  обыкновенных местных пород, с тем, чтобы «сию последнюю усовершенствовать содержанием и уходом».

Все орудия первый раз были изготовлены в военно-рабочем батальоне, затем воспитанники производили все сами. Кроме этого кантонисты занимались обработкой своего огорода, уборкой его и заготовкой овощей в зиму; портным и сапожным мастерством. Осенью кантонисты занимались посадкой деревьев близ фермы.

Агрономы могли применять наказания к воспитанникам. Например: назначение неурочной работы, или, в исключительных случаях, определение на работу, требующую больших усилий, как-то: очищение хлевов, отбрасывание зимой снега и т.д. Офицеры  же должны были избегать употребления телесных наказаний и назначать их только «в крайности».

Воспитанники школы оказывали серьезную помощь военным поселянам, выращивая на опытных полях семена и рассылая их для общественных запашек. Из каждого округа в  училище доставлялся грунт, для проведения почвенного анализа. После проведения опытов, разрабатывались  рекомендации по высадке тех или иных сельхозкультур отдельно для каждого округа. Кроме того,  учащиеся разработали и изготовили 8 видов различных моделей плугов, сошки, кочкорезы, сеялки, масложати, бороны и т.д. Школа существовала до конца военных поселений, была прибыльной, находилась на полном самообеспечении.

Шевченко Ольга Алексеевна, зам. директора музея по научной работе

Категория: