Шевченко О.А. Репин и Драгомиров – история взаимоотношений

Шевченко О.А. Репин и Драгомиров – история взаимоотношений// Конотопські читання. Випуск V. Збірник публікацій за результатами Конотопських читань 2014 року. – Донецьк: Видавництво «Ноулідж» (Донецьке відділення), 214. – 274 с. – С.228-237.

Репин Илья Ефимович (1844-1930 –выдающийся художник, выходец из семьи военных поселян; Драгомиров Михаил Иванович (1830-1905– потомственный дворянин, известный военачальник… Что же связывало людей таких разных сословий и профессий? Этот вопрос изучали такие исследователи как И. Зильберштейн [4], С.Побожий [9], В. Иванова [5], П. Богуш [2] и др. И все же, доподлинно неизвестно, как произошло знакомство Репина и Драгомирова. По мнению искусствоведа и коллекционера И. Зильберштейна, возможно, их познакомил известный критик В.В.Стасов весной 1889 года. [4, С.190]. В это время Репин подыскивал подходящие модели для своей картины «Запорожцы» и такая колоритная личность, как Михаил Иванович Драгомиров не могла не заинтересовать художника. В письме своей ученице Е.Н. Званцевой Репин писал: «Надо быть философом, как Драгомиров (наш известный герой генерал). Сегодня третий день как пишу с него этюд для «Запорожцев» и поражен его философским взглядом на жизнь, глубиной ума – не ожидал» [4, С.191].

Чем больше они общаются, тем больше проникаются симпатией друг к другу, находят все больше общих интересов. Работая над этюдами для картины «Запорожцы» художник  и генерал много разговаривают, делятся впечатлениями о прочитанных книгах. Постепенно их отношения становятся всё доверительнее, и Драгомиров даже рассказывает Репину о трагической гибели своего 18-летнего сына.

Ради генерала Илья Ефимович даже меняет свои привычки. Как вспоминала племянница Репина Л.А. Шевцова-Шпоре: «Драгомиров был большой гастроном и любил выпить. Скромный стол Репиных украшался к его приходу набором всяких дорогих ликеров и коньяков» [8, С.149].

В творчестве Ильи Ефимовича не так много портретов военных, а вот Михаила Ивановича Драгомирова художник пишет неоднократно. Генерал послужил натурой для  атамана Сирко в знаменитом произведении «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». (1878-1891.Русский музей, Санкт-Петербург), Позже Репин написал еще два портрета:«Портрет генерала и государственногодеятеляМихаилаИвановича Драгомирова»(1889.Холст, масло. 60 ? 51 см. ГосударственныйИсторический музей, Москва) и портрет М.И.Драгомирова, (1898. Бумага, акварель, гуашь. 35,7х25,7.Харьковский художественный музей). [11, С.26].Кроме портрета самого Драгомирова Репин в октябре 1889 г. написал портрет его восемнадцатилетней дочери — Софьи Михайловны — в украинском костюме («Портрет С. М. Драгомировой. 1889.Холст, масло. 98.5 ?78.5 см. Государственный Русский музей, г.Санкт-Петербург). 

Друзья встречались не только в Санкт-Петербурге, но и в Конотопе, после того как Драгомировы, после выхода в отставку хозяина семьи,  поселились в своём имении. БеличкоЮ.В. в работе "Украина в творчестве И. Е. Репина"  отмечал, что «Из Киева Репин на несколько дней ездил к М. Драгомирову на его семейный хутор возле Конотопа».  [1, С.5-6 ].

Между этими двумя выдающимися людьми, несмотря на все различия, было довольно много общего. Художник огромного творческого размаха Илья Ефимович Репин плодотворно работал практически во всехматериалах и техниках живописи и графики, создав более 4000 законченных и этюдных произведений: писал масляными красками (станковая и монументальная живопись), акварелью, сепией, гуашью, рисовал тушью, в смешанных техниках, занимался гравюрой: офортом и литографией, проявляя себя в разных жанрах изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, жанровая картина, иллюстрация, а также занимался скульптурой, росписью по керамике, проектированием своего жилья. Помимо занятия искусством И.Е. Репин был активным общественным деятелем; писателем (оставив после себя замечательные и фундаментальные мемуары «Далекое близкое» и, кроме этого, богатую переписку); педагогом (преподавая в Академии художеств, Школе-студии М. К. Тенишевой, давая частные уроки, выпустившим огромную плеяду талантливых художников, среди которых В.А. Серов, И.С. Куликов, И.И.Бродский, Н. П. Богданов-Бельский, М.В.Веревкина, Б.М. Кустодиев, А.А. Мурашко,  А.П. Остроумова-Лебедева, С. М. Прохоров.Несмотря на это, неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственнымтружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.

Современники Михаила Ивановича Драгомирова отмечают его необычайную широту взглядов, эрудицию, образованность и любовь к искусству. Ученик Драгомирова М. Д. Бонч-Бруевич называет его «одним из оригинальнейших крупнейших людей своего времени, популярным во всех слоях общества, и не только в России, но и заграницей. С его мнением считались, его острого слова боялись, и оно не исчезало бесследно» [4, С.190].

В 1861 - 1863 гг. слушателем Драгомирова по курсу тактики был наследник-цесаревич - будущий Александр III. За заслуги в военной науке Драгомиров был избран почетным членом Московского и Киевского университетов, почетным вице-президентом конференции (совета) Академии генерального штаба, почетным членом Михайловской артиллерийской академии, некоторых зарубежных академий и обществ.  В 1901 г. Николай II удостоил его высшим российским орденом - святого Андрея Первозванного [7].

Генерал Драгомиров великолепно знал русскую и зарубежную художественную литературу. Его военно-литературное наследие, включающее свыше тридцати книг и брошюр, не ограничивалось узко-военными вопросами. Драгомиров уделял время критическим разборам, посвященным литературным произведениям и книгам об исторических деятелях прошлого.

Репин при подготовке к работе над картинами исторической тематики, тщательно и всесторонне изучал материал, советовался со специалистами. Так при работе над «Запорожцами» в изучении темы Репину очень помог Д. И. Яворницкий, знаток истории и быта казачества. Он передал художнику свою коллекцию оружия, фотографии и другие предметы, необходимые в работе. Работая над картиной Репин не однократно ездил по Украине – зарисовывал лица, детали казацкого быта. Он побывал во многих местах, где когда-то жили запорожские казаки, около месяца провел в имении В.В.Тарновского Качановке Черниговской губернии, зарисовал там различные предметы из богатейшей коллекции запорожской старины, собранной владельцем усадьбы: ружья и пушки, пики и пистолеты, утварь, запорожские костюмы[6].

Подобно Репину, увлекшись историей Жанны д’Арк, о которой он написал очерк, Драгомиров собрал целую библиотеку, выписал массу гравюр, её изображающих, посетил исторические места Франции, связанные с героиней. 

И Драгомиров, и Репин были выходцами с Украины, поэтому в Петербурге поддерживали тесные связи с украинским землячеством, посещали вечера, посвященные памяти Тараса Шевченко и украинские спектакли. Илья Ефимович с большим увлечением писал об украинском искусстве, поддерживал творчество украинских художников, а также деятельность рисовальных школ Н. Мурашко в Киеве, М. Раевской-Ивановой в Харькове, Одесской рисовальной школы.

Драгомиров М.И. в 1889 г. был назначен командующим Киевским военным округом, а в 1898 году получил назначение на пост киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. Впервые за много лет генерал-губернатор ввел в войсках пение народных песен, разрешил постановку близких и понятных простому люду «малороссийских» спектаклів. Драгомирова не раз обвиняли в украинофильстве, на что он со свойственным ему юмором отвечал: «На всякийчих не наздравствуешься, родился я в сердце Малороссии – Черниговском Конотопе, — не может же изменявый тикакой-нибудь тамбовец, могилевец или калужанин, а тем более бердичевец, — каждомусвое» [5].

Михаил Иванович Драгомиров  уделял большое внимание художественному развитию молодых украинских художников. Даже будучи прикованным к постели, генерал обратился к Репину с просьбой о содействии молодому художнику-украинцу Дмитрию Ильченко [4, С.197].

Но была у них, по-видимому, еще одна общая тема, которую никогда не упоминают исследователи. Эта тема – родной город Ильи Ефимовича -Чугуев. Драгомиров, будучи командующим Киевским военным округом, неоднократно приезжал в  Чугуев, чтобы провести смотр войск  и юнкеров Чугуевского юнкерского пехотного училища. В журнале «Разведчик» за 1904 год напечатаны любопытные воспоминания, как о самом Драгомирове, так и о смотрах. «Зимой генерал-адъютант М. И. Драгомиров почти никогда не посещал Чугуева, но зато каждое лето приезжал по два, а иногда и по три раза. Мы юнкера, ожидали его приезда всякий раз скорее с удовольствием и нетерпением, чем со страхом. Нам хорошо было известно, что командующий войсками относился к чугуевцам сердечно и благосклонно, ценя их выдающееся строевое образование. Если он приезжал в середине лета, то, после произведенного строевого смотра, который всегда проходил блестяще, он присылал нам фрукты – обыкновенно апельсины, приказывал на другой день дать нам к обеду по бутылке меду и освобождал дня на два от занятий… С особенным, нескрываемым нетерпением ждали юнкера приезда командующего войсками в конце июля месяца, когда генерал Драгомиров имел обыкновение, после очень небольшого смотра, нередко поражавшего наше начальство своей оригинальностью, поздравлять старший класс – подпрапорщиками, а младший – с месячным отпуском. Перед поздравлением он долго беседовал с юнкерами, чутко прислушивающимся к его образной, обаятельной речи, к его метким выражениям» [10, С.3].

Михаил Иванович в обучении уделял большое внимание упражнениям, тренировкам и маневрам. Но при этом не терпел казенщины, муштры и рукоприкладства. Категорически запрещал проводить репетиции с юнкерами в день смотра, и будить их раньше времени. Накануне смотра начальство старалось максимально подготовить юнкеров, но Драгомиров каждый раз вводил какое-нибудь неожиданное нововведение, изменял правила и очень радовался, если юнкера с честью проходили испытание.

Еще в 1888 М. .И. Драгомировым была подготовлена книжка "Офицерская памятка"[3]. В ней были кратко, в форме пословиц, поговорок и метких образных выражений сформулированы основные воинские правила для солдат, такие как:

  • Память без содействия анализирующего ума - способность пассивная.
  • Техника важна, но комбинация выше и важнее; материал без комбинации - "глупому сыну не в помощь богатство".
  • Воспитание солдата должно стоять вышеобразования; воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранца дан был даже один только день.
  • Воспитывающий должен сам обладать умом, большимс амообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями.  
  • Солдат толькотогда и хорош, когда он человек в полном значении этого слова.
  • Ведетсебя достойно пред неприятелем только тот, кто ведет себя достойно пред начальником.

Чугуевские юнкера всегда с удовольствием участвовали в смотрах, которые проводил легендарный генерал, и очень огорчались, когда эти смотры проводил кто-то другой. В журнале «Разведчик» сохранились воспоминания о курьезном случае, произошедшем в Чугуеве. «В день смотра было приказано построить роты юнкеров каждую отдельно, на училищном плацу, к пяти часам вечера. Но вот, с утра по училищу распространился печальный слух, что генерал Драгомиров выехал в окрестности Чугуева для инспектирования кавалерийских полков и вернется обратно лишь поздно вечером…  Юнкера, как говорится, повесили носы на квинту…

В пять часов начался смотр. Была осмотрена первая рота и началось ротное учение второй. Нужно сказать, что рядом с училищем помещалось офицерское собрание драгунского Ингерманландского полка, стоявшего в Чугуеве. На улицу, пролегающую мимо плаца, выходил высокий деревянный забор, окружавший двор собрания. В ветхом заборе было много щелей.

Вторая рота начала делать построения для встречи кавалерии, а первая, в ожидании церемониального маршастояла в стороне. Юнкера глядели мрачно и едко подтрунивали над оптимистами, уверявшими, что генерал Драгомиров будет на смотру.

Вдруг над забором офицерского собрания показывается типичная фигура командующего войсками, и хорошо знакомый голос громко подает команду: «Слушать моей команды… Ко мне бегом – марш!..». Произошло что-то невообразимое. Обрадованные юнкера полетели вихрем по направлению к генералу Драгомирову. Иные попадали, другие разорвали себе брюки, поспешно перепрыгивая через колючую проволоку, окаймлявшую плац. Не прошло и двадцати секунд, как все, в гробовом молчании, столпились подле забора… Стоя на высоком столе и упираясь руками на забор, генерал Драгомиров улыбался…

Юнкера улыбались, поняв, что генерал Драгомиров внимательно следил за ходом смотра в одну из громадных щелей забора»[10, С.5].

Несомненно, что и Репин, и Драгомиров, любившиехорошую шутку, обсуждали такие забавные случаи. И хотя ни один из них не оставил воспоминаний об общих беседах, но такие разговоры вполне были возможны во время длительных художественных сеансов, или при дружеских встречах.

Драгомиров скончался 15 октября 1905 года, Репин пережил его на четверть века, до конца своей жизни вспоминая «знаменитого генерала философа… щирого хохла», пересыпая свою речь шутками и остротами Драгомирова, неизменно отмечая: «Так говорил умница Драгомиров» [4,С.98].

Можно с уверенностью сказать, что этих двух незаурядных людей связывала взаимная симпатия, общие интересы и, конечно же, любовь к Украине. Они оба добились величайшего признания современников и потомков, каждый в своей сфере деятельности.                                                                                                                                                                                                             СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бєлічко Ю. Україна в творчості І.Ю. Рєпіна [Текст] : альбом / Ю. Бєлічко.–К. : "Мистецтво", 1963.–125 с.
  2. Богуш П.М. ИльяРепин на Никопольщине. –Днепропетровск : Пороги», 1993. – 40 с.
  3. Драгомиров М. И. Офицерскаяпамятка/М. И. Драгомиров. — Москва, 2001.
  4. Зильберштейн, И. С. Генерал М. И. Драгомиров в изображении Репина (1889-1898 гг.) // Репин. Художественное наследство: в 2 т. / редкол.: И. Э. Грабарь [и др.]. – М.; Л.: Издательство АН СССР, 1948. – Т. 1. – С. 185-198.
  5. Иванова В. Генерал Драгомиров: простые истины сложного пути.[Электронный ресурс].– Режим доступа:http://museum.sumy.ua/general-dragomirov-prostye-istiny-slozhnogo-puti/
  6. История создания картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".[Электронный ресурс].–Режим доступа:http://ilya-repin.ru/zaporozhcy.php.
  7. Михаил Драгомиров. Биография.[Электронный ресурс].–Режим доступа:http://www.peoples.ru/military/commander/dragomirov/
  8. Новое о Репине. Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации [Текст] / ред.-сост. И. А. Бродский, В. Н. Москвинов. – Л., 1968. – - 433 с.
  9. Побожій С. І. Ілля Рєпін і Сумщина [Текст] / С. І. Побожій. – Суми, 2009. – С. 44-51.
  10. Смотры генерал-адъютанта М.И.Драгомирова (Из записной книжки старого юнкера // Разведчик: Журнал военный и литературный. – Петроград: т-во В.А.Березовского: 1904.-№ 689. - С.3-5.
  11.  Твори І. Ю. Рєпіна у Харківському художньому музеї. Альбом. Живопис, графіка. До 150-річчя з дня народження [Текст] / авт.-упоряд. : Денисенко О., Лосикова Л., Євтушенко С. –Х., 1994. – 32с.
Категория: