Новые встречи И.Е. Репина и М.А. Волошина

Творчество И.Е. Репина представлено многими жанрами изобразительного искусства, в том числе и историческим. Его картины в этом жанре  хорошо известны:  «Запорожцы…», «царевна Софья…», «Иоанн Грозный….». Последняя картина поневоле обращает на себя особое внимание своей судьбой. В феврале 1913 г., находясь уже в постоянной экспозиции ГТГ в Москве, произведение было порезано иконописцем А. Балашовым. Это событие вызвало общественный резонанс. И хоть нападавший был признан душевнобольным, Репина обвиняли в излишнем натурализме изображенного события, которое повлекло столь неадекватную реакцию посетителя. Однако, если учитывать, что история России полна драматических событий, то Репин, в силу своей активной гражданской позиции, отразил события 16 ноября 1581 года, естественно, не без влияния современных ему неспокойных будней. В свою очередь, мысль о создании картины Илье Ефимовичу навеяла музыка концерта Н. А.Римского-Корсакова, т.е. тоже сочиненное произведение (его музыкальная трилогия – любовь, власть и месть), которое, по словам Репина «…так захватили меня, и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке…». Для нас более интересно другое, –  одним  из сочувствующих судьбе пострадавшей картины И.Ю. Репина, и, в то же время, критикующих её, – был современник художника М. А. Волошин, известный поэт и художник конца ХІХ –  ХХ в. в. Он родом из Украины, как и Илья Ефимович, в раннем детстве был связан с Севастополем и Таганрогом. По отцовской линии он имеет свои первокорни в Запорожской сечи, по материнской — в Германии. Родился Волошин в 1877 году в Киеве, а в 1893 году, как вспоминал поэт: «…моя мать переселилась в Коктебель, а позже и я здесь выстроил мастерскую». А в Феодосию его судьба привела лишь в 16 лет, и здесь он окончил гимназию и остался связан с Киммерией на всю жизнь. После исключения из университета за студенческие беспорядки «без права поступления», в Париже занялся музееведеньем; вначале в рамках его Луврской  школы, чья лекционная система Волошина мало удовлетворяла, так как, как он сам писал: «…интересовало не старое искусство, а новое, текущее. Цель моя была непосредственная: подготовиться к делу художественной критики. Оставался один более практический путь: стать самому художником, самому пережить, осознать разногласия и дерзания искусств …». Поэтому, проследив жизненный и творческий путь Волошина, нужно отметить, что Максимилиан Александрович работал и как искусствовед, и как художник. Сформироваться творческому мировоззрению, ему помогли путешествие по Южной Европе — по Италии, Испании, Корсике, Балеарам, Сардинии, во время которых он не расставался с альбомом и карандашами и достиг, по его словам, известного мастерства в быстрых набросках с натуры. Но обязательная журнальная работа (статьи о художественной жизни в Париже и отчеты о выставках) ему не давала сосредоточиться исключительно на живописи. В 1913 году после ссоры с русской литературой из-за его публичной лекции о Репине, Волошин был предан российскому остракизму, все редакции периодических изданий для него закрылись, против его книг был объявлен бойкот книжных магазинов. Но как отмечал художник «…все неприятности и неудачи в области литературы сказывались в моей жизни успехами в области живописи».

Поэтому, оказавшись в Крыму, ­Волошин стал заниматься живописью, писать пейзажи, – в Коктебеле – темперой на больших листах картона, затем, уже после войны, акварелью (Крым, Базель, Биаррица). Главной темой его акварелей является изображение воздуха, света, воды, расположение их по резонированным и резонирующим планам. Ни один его пейзаж из составляющих не написан с натуры, а представляет собою музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа. Среди написанных акварелей нет ни одного «вида», который бы совпадал с действительностью, но все они имеют темой Киммерию.

Его дом в Коктебеле постепенно менял свой облик: появилась пристройка в виде апсиды, внутри которой разместилась мастерская (она же башня высотой в два этажа) с великолепной библиотекой: много тысяч томов - французская и русская литература, поэты всех времен и народов, книги по всем областям гуманитарных знаний, религии, литературно-художественные журналы.

В наше время два известных культурных деятеля, художника, Репин и Волошин встречаются будто бы вновь. Инициатор культурного проекта – «Консалтинговая группа «Рубаненко н партнёры» – член попечительного совета заповедника «Киммерия М. А. Волошина. Вначале 28 мая с. г. в день рождения М.А. Волошина, в Коктебеле открылась выставка «Илья Репин в гостях у Максимилиана Волошина» из фондов КУ «Художественно-мемориальный музей И.Е.Репина». В ходе этой выставки состоялась презентация книги М.А. Волошина из серии репринтов «О Репине». А уже 5 августа с. г., в день рождения И. Е. Репина, в Чугуеве откроется выставка «Максимилиан Волошин в гостях у Ильи Репина» из фондов Дома-музея М.А. Волошина. В ходе чугуевской выставки также состоится презентация репринтного издания книги М.А. Волошина «О Репине».

Сейчас, когда прошло практически сто лет с момента конфликта, можно расценивать это, как своеобразное примирение двух известных творческих личностей, как своеобразный диалог представителей двух культур, крымской и слобожанской, диалог мировоззрений: лирически-философской – Волошина и реалистической –  Репина. А мемориальные предметы Максимилиана Волошина помогут воссоздать атмосферу его жизни и понять творческое кредо этого замечательного художника и поэта.

Литвиненко В. С., научный сотрудник музея  

Категория: