Из истории народного образования в Чугуеве

Шевченко  О.А.

          Читая пожелтевшие от времени страницы дореволюционных книг и газет, понимаешь,  что проблемы в становлении народного образования и воспитания детей далеко не новы. Как и теперь,  в то время проводилась реформа в системе образования,  постепенно увеличивалось количество заведений начального   образования, формировалась новая система подготовки профессиональных кадров,  вводилась новая методика преподавания и др. Из архивных документов стало понятно, что государство относилось к контролю за учреждениями образования не бюрократически, как это освещалось в советские времена,  а в основном искала пути для помощи учителям. В одной из книг, датированной 1905 годом читаем: “Если государство хочет иметь хороших, энергичных, способных педагогов,  то оно должно их сохранять от всяких нужд…" Эти слова, несмотря на минувшие с того времени века,  звучат и сегодня очень актуально. Ведь образование всегда было главным условием духовного, культурного, интеллектуального становления нации. Именно в школе формируется мировоззрение и моральные качества каждого ребенка. И только учитель,  по настоящему свободный от мыслей о том,  как на жалкую зарплату прокормить семью, и где еще “подзаработать" денег,  может отдать детям все свои знания и  умения,  воспитать разносторонне развитых и образованных будущих  граждан. И только тогда мы сможем  говорить о возрождении  нации и её процветании.

          Именно поэтому, сейчас необыкновенно важно не потерять лучшие  исторические традиции национального образования.

          Так как же выглядело дело народного образования и педагогики во второй половине ХІХ   в начале ХХ  столетия в г. Чугуеве?

       Большинство всех начальных учебных заведений составляли одноклассные училища, которые были призваныпредоставлять элементарные знания. Сюда входили: церковно-приходские училища (принадлежали духовному ведомству), начальные земскиеучилища (управлялись Министерством народного образования) и школы грамоты.

   На протяжении первой половины ХІХ ст. все образование было сосредоточено в руках духовенства. При церквях создавались церковно-приходские училища. Они подразделялись на 1-классные, где обучение продолжалось  3 года,  и 2-классные с 5-летним сроком обучения. До  80-х годов церковно-приходские школы хотя и числились в ведомостях и отчетах епархиального ведомства,  но в действительности в большинствеслучаев отсутствовали. 

  А где и были,  то один из исследователей того времени отмечал: "Какие же это были школы? Псалтырно-часословная выучка из-под палки дьячков и пономарей и только,   и затем рецидив безграмотности".

     Положение изменилось лишь после появления в 1884 году правил о таких школах, где главной целью утверждалось православное воспитание иосвоение полезных начальных знаний. В конце 80-х годов ХІХ ст. церковно-приходские школы управлялись специальными епархиальными училищными советами и непосредственно  заведовались местными священниками, которые в то же время были и обязательными преподавателями Закона Божьего. В этих школах преподавались церковно-славянский язык,  церковная история,  арифметика, письмо и церковное пение.

 Не был исключением и наш город. При всех  существующих на это время церквях были созданы церковно-приходские училища. Свое название ониполучали от названия церкви, при которой были  созданы.

   Первым церковно-приходским училищем в Чугуеве стало открытое в 1892 году Осиновское Рождества Богородицы церковно-приходское училище.Численность учеников в этой школе составляла в разное время от 110 до 130 учеников.

В 1893 году были открыты ещё 3 школы. В Николаевской церковно-приходской школе  учились только девочки, и было их от 60 до 70 человек.

   Покровское церковно-приходское училище было смешанным и в нем училось почти поровну девочек и мальчиков (45 мальчиков и 42 девочки).

В Скорбященской церковно-приходской школе  учеников было меньше всего,  около 40.

Во всех этих школах обучение было бесплатным. Закон Божий преподавали священники тех храмов,  к которым относилисьшколы,  а учителями в некоторых школах были штатные диаконы,  а во вторых -  лица с педагогическим образованием ибезукоризненным добропорядочным поведением.

Так видим: в Покровском церковно-приходском училище   законоучитель священник Николай Красин,  учитель   псаломщик Кирилл Руднев.

В Скорбященском приходе законоучителем священник этой церкви  Николай Сильванский.

В Николаевском приходе   законоучителем священник Феодор Юшков.

В Рождества-Богородичном приходе   законоучителем священник этой церкви Иоанн Жадановский.

При всех церквях, кроме кладбищенской Скорбященской, действовали церковно-приходские попечители. Деятельность их была направлена на добывание средств для создания и ремонта церковно-приходских школ.

Но, невзирая на это, в школах сохранялись плохие санитарно-гигиенические условия, так как в основном  они размещались в церковных сторожках. Это были холодные и влажные помещения, мало пригодные для занятий в них детей. Возможно, именно поэтому, во второй половине ХІХвека преимущество стало отдаваться светским школам, которые создавались на средства земств. Уровень преподавания в светских учебных заведениях был значительно выше  по сравнению с церковно-приходскими,  хотя основные предметы в них были одинаковы. 

            Возникновение земской народной школы получило начало из той же церковно-приходской школы. Устав 1804 года создал уездные приходские училища. Приходские училища по этому уставу давали элементарное образование детям низших классов и готовили некоторых из них  к поступлению в уездные училища. В приходских училищах был только один класс. Письмом от 8 января 1806 года епископ Христофор Сулима предлагает открыть приходские училища в таких местах, где есть 2, 3 и больше церквей. Учителей планировалось выбирать с духовенства. В Чугуеве на то время было 4 церкви. Поэтому именно здесь предлагалось открыть приходское училище, а учителем назначить священника церкви Рождества Христова Василия Наседкина, а помощником   дьячка  Успенской церкви Григория Фаворова. Но  были  открыто это училище, или нет, не известно.

В 1847 году в Чугуеве открывается начальная школа, одна из старейших школ в Харьковской губернии. Эта школа размещалась в помещении, переданном в собственность крестьянской общине от администрации бывшего военного поселения, и находилось вместе с помещением волостной и сельской управы. Школа имела 1 комнату для класса, 1   для учителя, раздевалку и комнату для сторожа.

В 1885 году в Чугуевском начальном училище училось 105 учеников (мальчиков   97, девочек   18). С 1867 года учителем этой школы работал Кобызев Андрей Федорович, который окончил курс обучения в бывшей школе кантонистов. Законоучителем был священник Михаил Краснокутский, а попечителем   Лизогубов Петр Иванович, крестьянин. На удержание школы расходовалось 495 руб. Вот как описывается степень подготовки учеников этой школы: «Большинство учеников умеют читать по-русски и по-славянски, не редкий может рассказать прочитанное; все знают достаточно молитв,но без понимания оных,  знакомы со святой историей, но вытвердили её буквально…» Учитель Кобызев проработал в этой школе больше 20 лет, за что был награжден серебряной медалью на Александровской ленте. А в декабре 1886 года  была установлена пенсия для этого заслуженного учителя.

          В 1903 году на заседании Чугуевской городской думы было принято решение об открытии в этом училище класса ручного труда с преподаванием токарно-столярного ремесла.

         В 1871 году открылось Зачуговское начальное приходское училище, которое принадлежало земству и было построено на средства земства иобщины. В школе кроме основных предметов преподавались дополнительные, такие как пение, садоводство, огородничество. Заведующим школой и учителем в ней был Леонид Козьменко, а Закон Божий преподавал протоиерей Илларион Жуков.

       В 1873 году открылось начальное 1-классное 3-х годовое училище в сл. Осиновка, а  в 1865 году - Чугуевское Покровское смешанное 1-классное 3-х годичное училище.

           Преподавание в одноклассных начальных школах проводилось согласно обязательным программам. Ученики изучали Закон Божий, церковнославянскую грамоту, русский язык (чтение, письмо, грамматику), арифметику и в небольшом объеме пение. На уроках русского языка порядком объяснительного чтения излагались элементарные сведения по истории, географии и естествознанию. Интересно, что в таких школах сведения излагались при помощи  активных методов обучения: применение иллюстраций и наглядных  приборов, экскурсий в природу. Неверно было бы думать, что в дореволюционных школах дети только учились. Как и в наше время здесь работали внеклассные кружки. В газете “Харьковские  Губернские Ведомости" за 1903 год было сообщено, что на международной Научно-Промышленной выставке “Детский мир", которая проходила в С.-Петербурге, были награждены похвальными листами школы города Чугуева: Зачуговская   за рукодельные работы и фотографические снимки, и Покровская и Осиновская   за рукодельные работы.

          В начале ХХ века православная церковь имела благоприятные условия для деятельности в отрасли народного образования. Но декретом Совнаркома от 23 января 1918 года “Об отделении церкви от государства и школы от церкви" дело воспитания и образования из духовного ведомства перешло в ведение Наркомата образования. Это означало изъятие из рук церкви всех церковно-приходских училищ,  учительских семинарий и других учебных заведений. Во всех учебных заведениях из предметов преподавания исключили Закон Божий, церковно-славянскийязык, церковную историю, церковное пение и давние языки. Все виды символов религии (иконы, лампады, изображения жизни святых) изымались из образовательных заведений. Еще в рапорте  № 1808 от 2 декабря 1878 года Харьковскому губернатору городской председатель Г. Матюхин доносил: “…Городское управление,  желая учредить в г.Чугуеве двухклассное городское училище, выстроило на этот предмет здание, но для открытиятакового не было возможности до настоящего времени по неимению учителей из окончивших курс в учительских институтах. В настоящее времяучителя имеют поступить в это училище по окончательном в Белгородском учительском институте испытании в сем же декабре месяце.

Донося об этом Вашему сиятельству,  имею честь покорнейше просить… исходатайствовать у господина попечителя Харьковского учебного округа открытия городского двухклассного училища с января месяца будущего года". Этот же вопрос неоднократно поднимался на заседаниях Чугуевской Думы и, наконец, Дума утвердила смету на покупку мебели и классных приборов для этого училища. Учебные предметы и учебники были подарены начальником Чугуевского пехотного юнкерского училища. 24 января 1878 года попечитель Харьковского учебного округа позволил открыть в Чугуеве двухклассное городское училище, в котором кроме предметов, обязательных для одноклассных училищ, вводилось изучение практической геометрии, географии и истории Родины, общей истории и физики, черчения и рисования, пения и гимнастики. В 1879 году было принято решение назначить плату за обучение с родителей имеющих средства –50 коп. в месяц, с бедных решили не брать ничего. Почетным смотрителем был избран купец 2-й гильдии Николай Степанович Стрекалов.

Заведующим училищем был назначен преподаватель II класса Вильгельм Федорович Гампер, окончивший курс учения в Белгородском Учительскоминституте со званием Учителя Городского училища (вероисповедание лютеранское). Законоучителем - священник Иоанн Андреевич Жадановский, окончивший курс в Харьковской Духовной семинарии. Учителем II класса - Василий Арсениевич Сикорский,  имевший звание Учителя Городского училища. Учителем пения был отставной ротмистр,  Василий Федорович Макашев.

        Хуже складывались дела в городе с женским образованием. В письме городского председателя П. Лизогубова Харьковскому губернатору от 13 декабря 1884 года читаем: “В г. Чугуеве, имеющем населения более 10 тыс. душ, имеется только одно городское 2-хклассное училище для детей мужского пола… Для детей же женского пола никакого учебного заведения не существует».Попечителем Харьковского учебного округа было предложено открыть элементарное женское училище, чтобы при нем была школа подготовки желающих лиц женского пола, по тем профессиям, которые не нуждаются  ни в высшем, ни в низшем образовании. И только в январе 1885 года город получил возможность начать строительство женского училища. В честь 25-летия царствования Александра II было решено назвать училище Александровским.

            В построенном училище обучались около 100 учениц, которых учили две учительницы. Принимали в училище девочек всех состояний. Плата за обучение составляла 10 руб. в год, и 30 руб. с тех девочек, которые желали изучать немецкий и французский  языки, а также пение. В 1893 году в училище был создан профессиональный дополнительный класс. Много лет заведующей женским училищем была Руденко Евгения Николаевна, учительницей – Леонтьева Мария Александровна, законоучителем - священник Зачуговской  Николаевской церкви Феодор Юшков.        

Двухклассным училищам уделялось достаточно большое внимание со стороны органов городской власти, о чём свидетельствуют такие цифры: общая сумма расходов по Чугуеву составляла 22972 руб., 1/5 часть которых шла на расходы по содержанию двухклассных училищ. Почетным попечителем этих училищ в течение нескольких лет был богатый крестьянин Петр Иванович Лизогубов, который многократно выбирался городским председателем и пекся о развитии образования в городе, за что в 1905 году был награжден золотой медалью “За усердие" на Станиславской ленте.

               Было в Чугуеве и высшее начальное четырёхклассное училище, подчиненное Министерству народного образования. Основано это училище в 1879 году. В этом учебном заведении учились только мальчики, которых в  1912 году было 130, а в 1913 уже 150. 2 учителя окончили учительский институт, 2 -  другое учебное заведения, Закон Божий преподавал священник, 1 учитель преподавалдополнительные предметы. Т.е. всего было 6 учителей. При училище находилась библиотека и учительская библиотека. В начале ХХ века этим училищем заведовал Александр Александрович Леонтъев, учителями  были Навальнев Яков Егорович и Муштаев Фома Тимофеевич. Кроме  предметов, обязательных для всех начальных училищ, в высшем училище вводились дополнительные предметы:  пение, черчение, сельское хозяйство, гимнастика, ручной труд, рисование, чистописание. Пение преподавал Янковиус Фёдор Робертович. Сохранилось описание формы одежды учеников городских училищ: «фуражка (с козырьком) темно-синего сукна, без кантов и с знаком из жёлтой меди на околыше с буквами «Г.У.»; тёмно-синяя блуза гимназического покроя из любой материи, но без металлических пуговиц; кушак кожаный, с гладкой пряжкой из жёлтой меди. В летнее время предоставляется ученикам право носить светлые  блузы свободного покроя из полотна или бумажной материи».

  Но все же с развитием общества происходило постепенное увеличение количества зажиточных граждан, которые хотели дать своим детям лучшее образование. Раньше они отсылали своих детей в губернские гимназии, но это их не удовлетворяло. Только с первой половины XIX века фактически происходит формирование, становление и первые этапы в развитии среднего звена образования в Украине, как и во всей тогдашней Российской империи.

           Возникновение средних учебных заведений в то время стало результатом реформы, проведенной Александром ІІ в начале XIX века. По этой реформе образованы учебные округи, во главе которых были университеты. В подчинении университетов находились губернские гимназии. Они и составляли на тот период основу среднего образования. Вопрос об открытии в городе мужской гимназии неоднократно поднимался на заседаниях городской Думы и на страницах губернских газет: “Потребность в среднем образовании назрела настолько, что открытие в Чугуеве хотя бы одной мужской гимназии является вопросом первостепенной важности и самым неотложным в ряду всех местных нужд…" И наконец в 1907 году гимназия создана, и за нехваткой средств размещена в нанятом помещении. И только в 1910 году для нее был построен собственный дом, который находился на месте современного здания райгосадминистрации.

   Плата за обучение в гимназии  -  40 руб. в год. Для наиболее бедных учеников было установлено несколько стипендий, утвержденных городской Думой: в честь графа Толстого, в честь 300-летия  дома Романовых. С журналов Чугуевской городской Думы стало известно о таком интересном факте: в 1910 году мещанином Николаем Александровичем Берлизовым и его женой на счет Чугуевской гимназии был переведен капитал 2000 руб.  для стипендий наиболее бедным ученикам, а позже, по завещанию  Берлизова, быланазначена  ежегодная стипендия в размере 42 руб. 75 коп. ученикам гимназии и 2000 руб. на горячие завтраки и приобретение одежды и обуви для наиболее бедных школьников начальных школ города. Стипендия М.О. Берлизова назначалась воспитаннику гимназии, уроженцу Чугуева, православного вероисповедания, наиболее бедному по жеребьевке.  (Как не хватает таких меценатов в наше время!)

   Кроме вышеуказанных,  были назначены дополнительные стипендии для детей Георгиевских кавалеров. Т.е., как видим, проводилась определенная работа, для того, чтобы предоставить возможность учиться не только детям зажиточных жителей города,  но и достаточно бедным школьникам.

                В гимназии учились дети дворян и чиновников. В программу обучения были включены: латинский, французский и немецкий языки, география, история, математика, физика, рисование и другое. Срок обучения в гимназиях составлял 8 лет. Кроме гимназий планировалось открытиепрогимназий с 4-летним курсом обучения, которые должны были прийти на смену уездным училищам и быть подготовительными заведениями к гимназиям.

                В первый класс гимназий принимались дети 10-летнего возраста, которые умели читать и писать, знали три правила арифметики и главныемолитвы с Закона Божьего. В гимназии была введена ученическая форма. Поступать можно было на любой курс, при условии, что будут сложены экзамены за предыдущие годы.

                Особую роль в руководстве играл попечитель гимназии. Он выбирался из местных дворян на 3 года. Среди дворянства эта должность считалась очень почетной. Одной из обязанностей попечителя было изыскание средств для открытия пансионов при гимназии.

                Вообще гимназии существовали на средства, что их выделяло государство. За  первую четверть ХІХ века расходы на их содержаниеувеличились почти в четыре раза. В гимназиях были 4 главных предмета:   русская словесность, латинский и греческий языки, математика. К необязательным предметам относились   новые языки, рисование, пение, музыка, игра на струнных и духовых инструментах, гимнастика. С воспитательными целями применялись такие виды наказаний: одинокое пребывание ученика в классе, вынос различного вида выговоров,назначение особых заданий домой для пополнения пропущенного,  заключение в карцер, сообщения родителям, исключение из учебного заведения и др.

             Сильной стороной тогдашних гимназий было умственное образование. Несмотря на отсутствие любых наглядных материалов и содержательных учебников, гимназия очень много давала для образования юношей. Учителя в гимназиях не довольствовались учебником, а иногда и совсем его отбрасывали, что “поддерживало в них дух критики и энергию в проведении того, что ими принято и продиктовано". Следует сказать, чтогосударство высоко оценивало уровень знаний, который давала тогдашняя гимназия. Так, воспитанники гимназии, которые получили похвальные листы, устраивались на гражданскую службу с чином четырнадцатого класса, конечно, если они не поступали в университет.

        Как видим, невзирая на финансовую, организационную и другие трудности, гимназии, даже на начальной стадии своего развития, сыграли важную роль в формировании интеллигенции, подготовке кадров служащих и чиновников.

            С самого открытия гимназии и все время ее существования директором работал Михаил Степанович Карташов, который закончил историко-филологический факультет по отделению исторических наук в Харьковском университете. За заслуги в сфере педагогической деятельности он был награжден орденами: святого Станислава 2 ст., святой Анны 3 ст. и серебряной медалью в память царствования императора Александра ІІІ. Под стать директору были и преподаватели: все они имели высшее университетское, или институтское образование, а учитель рисования и чистописание Дмитрий Митрофанович Левашов -  свидетельство Имперской Академии искусств.

         Была в Чугуеве и женская гимназия. Возникновение само по себе женского среднего образования было большим прогрессом в тот период, хотя оно и имело элитарный характер, ибо в женские гимназии принимали только детей дворян и частично купцов. К этому времени женское образование было по большей части домашним.

В 1870 году часть женских училищ была преобразована в гимназии и прогимназии. В ХГВ за 7 февраля 1907 года под рубрикой “Открытие новых гимназий" читаем: “Попечителем Харьковского учебного округа разрешено было преобразование частногоучебного заведения III разряда,  содержимого в Чугуеве домашней учительницей Александрой Жанколь в училище II разряда и… разрешилприсвоить звание частной прогимназии,  с предоставлением учащимся прав, которыми пользуются в женских гимназиях и прогимназиях принепременном соблюдении следующих условий:

1.        Чтобы курсы обозначенных учебных заведенный были не ниже курса соответствующих классов женских гимназий и прогимназий по положению от 24.05.1870 г.

2.        Чтобы число учениц в каждом классе  было не более 40.

3.        Чтобы испытания проводились в присутствии депутата  от учебного округа…».

Александра Петровна Жанколь назначалась начальницей гимназии и преподавателем арифметики. Известно, что она закончила Виленское Мариинское высшее женское училище.

Чугуевская женская гимназия существовала до  Октябрьской революции, а после нее была передана под  Дом  Красной Армии. В годы войны  здание женской гимназии было разрушено. Сейчас на этом месте находится автовокзал.

             В 1882 году Александром II был утвержден устав ремесленных училищ, которые предназначены, были давать юношам, что в них обучались, общее образование, приспосабливать их к практическим потребностям и к приобретению технических знаний. Вучебном плане ремесленных училищ предметы были размещены не с целью последовательного умственного развития учеников, а с целью приспособления к различным требованиям практической жизни.

            К Чугуеву относились 2 ремесленных училища: Кочетокская ремесленная школа глухонемых и Клугиновское  ремесленное училище  в колонии глухонемых детей. Эти учебные заведения были филиалами Харьковского училища глухонемых, и их главной задачей ставилось, чтобы при выходеиз училища глухонемые имели в руках дело, которое обеспечило бы их дальнейшую жизнь.

          Кочетокская школа была основана в 1905 году и имела 4 класса. Учились в ней только мальчики. В 1907 году в этой школе училось 23 воспитанника, из которых 15 были стипендиатами различных земств.  Столярно-токарному делу обучалось 15 человек и корзиночному - 11. Руками воспитанников изготовлено 93 ценных предмета, особенно выделялся библиотечный дубовый шкаф и сосновый для медицинских инструментов. В конце 1907 года введено преподавание черчения и рисования по специальной методике для глухонемых.

        Кроме этих занятий, воспитанники занимались сельским хозяйством на своем огороде и в садике, и на небольшой пасеке, где сделали показательный улей под стеклом и с любопытством наблюдали  жизнь  пчел.

   Для того, чтобы ученики “не превращались в белоручек", в школе было установлено дежурство 2-х воспитанников, на которых возложенаответственность при помощи сторожа приготовить дрова, убрать столовую и мастерские. Заведовал школой священник Владимиро-Богородичной церкви с. Кочеток Евгений Проскурников.

   Клугиновское училище было создано в 1909 году и имело 1 класс. Основным ремеслом было плетение из  лозы.  Директором училища  и законоучителем был священник Иоанн Чернецкий. Выпускники училищ  получали инструмент  для собственного ремесла.

    То, что Чугуев всегда был военным городом, объясняет и существование здесь нескольких военных заведений. Первый из них - школа  кантонистов.      Еще в XVIII веке существовали солдатские школы. В начале XIX ст. была сделанная попытка превратить эти школы в основной источник подготовки унтер-офицерских кадров. Военное министерство разработало проект реформы школ. По этому проекту предусматривалось учредить частные училища  для обучения и воспитания солдатских детей в тех городах, где были гарнизонные полки илибатальоны (Чугуев был именно таким городом). Для военно-сиротских отделений в 1805 году были выданы правила записи солдатских сыновей, которых с 1805 года стали называть кантонистами.

                Была такая школа и в нашем городе, который на то время являлся центром военного поселения. Что же изучали дети в школе кантонистов?  По правилам 1824 года все кантонисты были разделенные на 3 возраста. Дети младшего возраста - до 10 лет воспитывались у родителей или опекунов. Дети среднего возраста - от 10 до 15 лет -должны были посещать школу, где их учили грамоте и счету. Дети старшего возраста - от 15 до 18 лет - учились не только грамоте и счету, а и фронту, ремеслам и сельскому хозяйству. Таким образом, все дети солдат должны были проходить обязательное обучение. Те, кто окончил школу, направлялись главным образом в артиллерию, а неспособные к строевой службе занимали нестроевыедолжности.

                После ликвидации военных поселений закрылись и школы кантонистов.

                Вторым военным учебным заведением нашего города было юнкерское пехотное училище. Юнкерские училища, как новый тип школы, возникли в 1864 году. К этому времени все военные учебные заведения имели дворянско-сословный характер: в них принимали детей дворян и в порядке исключения представителей других сословий. В ходе военных реформ, проведенных военным министром Милютиным, общее образование было отделено от специального (военного) и появилась возможность доступа в военные учебные заведения представителям других сословий.  Уже в 1865 году такое училище открыто в Чугуеве. В юнкерские училища принимали  закончивших гимназии  и вольно определенных из дворян. С 1869 года было позволено поступать в училище детям унтер-офицеров, выходцев из других сословий. Это позволилоувеличить приток поступающих. Учебный план предусматривал прохождение за два года следующих предметов: общие предметы - Закон Божий, русский язык, математика (арифметика и геометрия), география, общее и специальное (ситуационное) черчение, история; специальные предметы - тактика, военная топография, полевая фортификация, курс коротких сведений по артиллерии, военная администрация,военное законоведенье, военная гигиена, методика изучения речи (для обучения солдат школьной грамоте).

Кроме того предусматривались практические работы по топографии, саперному делу и тактике. . Численность юнкеров в училище согласно штату должна быть 200 человек. Начальником  юнкерского пехотного училища с 1892 до 1898 года был Семен Григорьевич Чернецкий.

                В 1905 году в Чугуевском  училище начало действовать отделение Санкт-Петербургского “Общества ревнителей военных знаний", возникшего в 90-х годах XIX века. Инициатором его был офицер Генштаба Е.Ф. Новицкий.  Эта организация ставила  целью  распространение средиофицерства военных и общих знаний. Его принципом было: «В деле науки нет начальников и подчиненных. Есть знающие и  незнающие». 

          Выпускникам училища присваивалось звание прапорщика, а с 1884 года - подпоручика. В связи с возросшими требованиями к подготовке кадров юнкерские училища с 1901 года переводились на 3-х годичный курс обучения, а их выпускникам присваивалось начальное офицерское звание. В ХГВ от 25 марта 1908 года читаем: “Юнкерские училища, основанные первоначально с целью дать элементарное военное образованиелицам,  не обладающим достаточной предварительной подготовкой,  постепенно расширяли рамки преподаваемых предметов.Увеличение числа желающих поступить в эти училища дало возможность увеличить приемные требования и постепенно объединить программы по спецпредметам с программой военных училищ. Теперь эти программы одинаковы...". Вследствие  этого в 1910 годуЧугуевское юнкерское пехотное училище было преобразовано в военное и оставалось таким до революции.             

        Во второй половине ХІХ -  в начале ХХ ст. в нашем городе действовали почти все виды образовательных заведений, которые на то время существовали и Чугуев выгодно отличался от других городов губернии своим культурным и образовательным  уровнем.

Категория: