Инженер генерал-майор К.Ф. Детлов (1789-1840)

Карл Федорович Детлов (Dettloff) родился 24 февраля (по старому стилю) 1789 года в городке Зольдине в семье прусского землемера Адама Фридриха Детлоффа[1]. Семья была небогатой, но интеллигентной. Отец закончил математический факультет университета во Франкфурте на Одере, мать получила домашнее образование и сумела  «дать хорошее воспитание всем  детям своим, вложить в них непоколебимые правила чести и внушить стремление к добру». По службе глава семейства был переведен в польский город Белосток, где Карл к 17 годам окончил курс гимназии и дополнительно выучил французский язык при помощи соседа-эмигранта.

В 1807 году по мирному договору между Россией и Пруссией Белостокская область перешла к Российской империи, и старший Детлофф получил приглашение от правительства перейти на русскую службу. По воспоминаниям его внука, предложение это он принял и перешел в русское подданство, но «до самой смерти раскаивался в этом шаге, не умея и не желая уживаться с нашими служебными обычаями и порядками того времени (да и одного ли того?) (прим.- текст 1885 года), где служить государству и не кормиться местом было почти невозможно при нищенских окладах казенного жалования».

Тогда же первое предложение работать получил и молодой Карл. В должности домашнего учителя, а затем секретаря он проработал до 1812 года. Судьба подарила ему в лице работодателей возможность общения с неординарными людьми. Генерал Игнатьев, граф Опперман, барон Николаи, занимая высокие государственные должности, были при этом людьми высокообразованными с весьма прогрессивными взглядами. Они советовали усердному молодому человеку продолжить образование в недавно открывшемся в Петербурге престижном учебном заведении – Институте корпуса путей сообщения.

В начале XIX века впереди всех других стран по развитию инженерного образования была Франция. При организации знаменитой Политехнической школы в Париже в процесс подготовки инженеров были введены некоторые новые особенности. Они заключались в широко объемлющей предварительной подготовке студентов по таким фундаментальным дисциплинам, как математика, механика, физика и химия. Кроме того, вводилась система чтения лекций, лабораторной работы и периодические упражнения в решении задач. Чтобы отобрать лучших молодых людей в качестве студентов, были введены конкурсные экзамены. Большое значение придавалось отбору профессоров, среди которых оказались видные ученые. Эти нововведения в инженерном образовании имели большой успех, и другие страны последовали примеру Франции. В 1810 г. при поддержке Наполеона I в Петербурге был открыт Институт инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения), для организации которого были приглашены знаменитые французские инженеры Бетанкур, Карбоньер, Ламэ, Клайперон. Они были не только преподавателями института, но и инженерами-консультантами на различных стройках, проводимых правительством, например, в период строительства Исаакиевского собора они развивали новый метод исследования устойчивости арок. Кроме того, эти люди впоследствии стали известны, благодаря большому вкладу, который они внесли в развитие науки о сопротивлении материалов.

Время учебы совпало с бурными годами наполеоновских войн, было «голодным, но сердечно теплым». Среди выпускников 1815 года Карл Детлов имел третий результат по успеваемости. Первой практикой стала работа на постройке московско-петербургского шоссе под руководством бывшего преподавателя генерала А.Я. Фабра, вслед за которым в 1817 году Детлов попадает в ведомство инженерных работ в новгородских военных поселениях.

Грандиозность архитектурно-строительных преобразований военных поселений требовала хороших специалистов. Почти сразу по приезду Аракчеев назначил Детлова производителем работ на строительстве полкового штаба гренадерского полка в поселке Селище Новгородской губернии (рис.1 а-з). Куратором молодого инженера был автор Московского манежа  генерал-майор Л.Л. Карбоньер[2], привлеченный на работу в военных поселениях специально для постройки манежей. Карбоньер имел опыт не только строительства, но и проектирования этого типа зданий. Рядом с Детловым в это время работали многие опытные и квалифицированные специалисты, такие как инженеры А.Волков, Е.И. и Ф.И. Рерберги, архитекторы Л.А.Дюбю, Г.Ламони, А.И. Минут, Л. Пелли, И.Соколов, Андрей Тон, П.В. Шляхтенко и, конечно, В.П. Стасов. Составление проекта огромного манежа, соединенного с казарменными корпусами и церковью в Селищах было поручено Карбоньеру и Стасову.

Восемь лет было отдано этому строительству. По воспоминаниям Детлова и его сослуживцев, работать приходилось много и трудно, но наибольшим испытанием был для молодых офицеров сам Аракчеев. За откровенно неодобрительное отношение к его казарменным грубостям граф называл Детлова «вольнодумцем и карбонарием». Аракчеев испытывал удовольствие от сомнительных психологических игр с подчиненными. То, приближая и одаривая, то, подвергая опале, он ломал человека как личность, подчиняя себе его волю и разум. В 1819-1820 году Аракчеев буквально засыпал инженера наградами и премиями: майорское звание, орден Владимира 4-й степени, две тысячи рублей единовременно, алмазный перстень. Но так и не дождался от него преданности и рабского подчинения. Поэтому на протяжении последующих нескольких лет преследовал Детлова за малейшие оплошности, в основном, подвергая его наказаниям без вины. В письме невесте Карл Федорович писал: «Господи, что за беспокойный день! Это ужаснейшее рабство! Граф приехал сегодня.…Не могу дальше писать, – желчь разливается! Никогда не считал себя способным ненавидеть.… Кажется я уже давно в России, можно бы привыкнуть, но не могу покорить своих ощущений: неприятное слово, слово, задевающее мою честь, мучит меня сумрачными мыслями целые дни…, грубость повторяется так часто и никого не обходит…». Детлов очень тонко подметил основную «страсть» Аракчеева – «никому не доставлять радости». Очевидно, в доказательство своего превосходства в 1824 году Аракчеев доводит Детлова до суда, обвинив его в ошибке при постройке здания и возникнувшем вследствие этого пожаре. Получив от Карла Федоровича «покаянное» письмо  граф предписывает подшить его к судебному делу, тем самым, нанося новое оскорбление, выставляя на показ факт униженного состояния подчиненного. Но уже в следующем году испрашивает у царя пожизненный пенсион для Детлова и новое звание подполковника.

1826 год ознаменовался сменой царя на престоле и долгожданной возможностью для Детлова сменить место службы. К чести Карла Федоровича надо отметить, что он был одним из немногих кто несколько раз посещал Аракчеева в его имении Грузино в период опалы «временщика». Традиционная оценка личности Аракчеева в советской историографии как неумного солдафона не соответствует оценке современников, хорошо знавших графа. Это была, безусловно, неоднозначная личность, трагедия которой состояла в использовании многих собственных талантов вопреки нравственным законам межчеловеческих отношений.

В 1829 году Карл Федорович, наконец, получил новое назначение на должность корпусного инженера 2-го резервного кавалерийского корпуса, расположенного  в военных поселениях Харьковской губернии. Однако, накануне отъезда умерла жена, оставив на его руках маленькую дочь.

В мае 1830 года Детлов поселился  в Чугуеве и сразу взялся за работу, которой на то время было много. Отношения с местным военным начальством установились хорошие. Командир корпуса, старый граф Алексей Петрович Никитин  «был человеком простым, иногда взбалмошным, но не злым, всем говорившим «ты», но не позволявшем себе дерзостей с людьми, которых чувствовал выше себя по уму, образованию и неуязвимых со служебной стороны».

В Чугуеве в то время строился Покровский собор (рис 2.). Стены здания были возведены уже сверх окон до первого карниза[3]. Имя автора-архитектора  этого памятника до сих пор вызывает споры исследователей. Долгое время одной  из вероятнейших версий было авторство известного русского архитектора В.П.Стасова. Нельзя  не заметить сходство крестово-купольной части Покровского собора в Чугуеве с церковью в Бронницах (рис.3 аб) построенной по проекту Стасова в 1828-1830 годах. Проекты обеих церквей датированы 1826 годом.  Пропорции  церквей  сходны. Здания имеют небольшие размеры ( 19,2 м -ширина Бронницкой, 21,6 м - Чугуевской), но благодаря мощным дорическим портикам, воспринимаются как монументальные постройки. Некоторые архитектурные детали и приемы полностью совпадают. Каннелированные колонны портиков выполнены в благородном пестумском стиле, капители оформлены иониками. Они не имеют баз и установлены на площадку портика как на общий постамент. Колокольня и колоннада Покровского собора были спроектированы и построены в 1834-1842 годах. Они явно выявляют одну руку с проектом  храма в великобурлукском имении Донец-Захаржевских в  70 километрах от Чугуева, который был построен в 1826- 1839гг.  Не исключено, что Стасов всё же имел отношение к этим проектам, хотя бы опосредованное. Возможно, его авторская работа стала основой для составления местных вариантов, что было достаточно распространенной практикой в военных поселениях наряду с использованием образцовых проектов.

Известный исследователь архитектуры старинных усадеб Харьковской губернии Г. Лукомский  высоко оценил чистоту и изящество линий фасадов усадебного дома (рис.4 аб) и церкви (рис.5 аб ) в имении генерала Задонского и его супруги урожденной Донец-Захаржевской в Великом Бурлуке. Однако  не смог установить у   владельцев усадьбы  в 1914 году имя автора построек. Получив сведения о том, что строителем-архитектором был «строитель Чугуевской церкви и «дворца», Лукомский предположил принадлежность этих архитектурных сооружений «зодчему Аракчеева…самому В.П.Стасову или, в крайнем случае, ученику Воронихина»[4]. Лукомский также отмечает несомненное сходство колокольни бурлукского храма с колокольнею в аракчеевском имении Грузине.

При постройке собора Карл Федорович едва не вышел в отставку. Граф Никитин отдал приказания, которые не соответствовали строительным методикам и требованиям. Отстаивание своего мнения Детловым вызвало со стороны графа громкое выяснение отношений прямо на строительной площадке. В тот же день инженер подал в отставку, и Никитину пришлось взять назад свое требование, чтобы удержать на службе хорошего специалиста. Причем заглаживать конфликт командир корпуса приехал к Детловым домой. Дом их, перестроенный из деревянного полкового здания, стоял рядом с  воинской канцелярией  на Харьковской улице.

Ведущая роль  Детлова, как корпусного инженера, в строительстве Покровского собора в Чугуеве, дает право предполагать, что именно он упоминается как "строитель чугуевской церкви" и  имеет отношение к бурлукским постройкам. Кроме того, дворцовыми зданиями в Чугуеве назывались деревянные дома, стоящие по восточной линии периметральной застройки центральной площади города. К ним относились построенный в 1819 году дом для приезда императора (очевидно, в 1839 году под руководством Детлова был перестроен), дом корпусного командира (1831г.), и дом для приезда начальства (1836г.), (рис.6) так же возведенные в годы работы Карла Федоровича.

Он же мог быть и автором архитектурного проекта усадебного дома в Великом Бурлуке. Тем более что заказчик и предполагаемый строитель были хорошо знакомы по службе. Генерал-лейтенант Задонский Воин Дмитриевич (рис.7) с 1829 по 1838 год занимал должность начальника штаба того же 2-го резервного кавалерийского корпуса (с 1833 года переименован в 1-ый), где так же служил Детлов.

Опыт проектирования Детлова подтверждается следующим фактом. В 1836 году Карл Федорович был приглашен на четыре месяца в Санкт-Петербург для составления плана кадетского корпуса построенного позже в Воронеже (рис.8). Красное кирпичное здание в стиле позднего классицизма было выстроено в 1845 году. Фасадом здание смотрело на плац, а весь комплекс занимал целый квартал (по современной улице Феоктистова от Ф.Энгельса до  ул.Студенческой). После 1918 года здесь размещался Воронежский университет. В январе 1943 года гитлеровцы, покидая город, взорвали здание. Сейчас на этом месте Детский парк. Воронежский кадетский корпус можно отнести к аналогам Штабов военных поселений до перестройки их в 1854-1857 годах (уже после смерти Детлова), когда над центральной частью здания был устроен «бельведер для размещения часов и часовых колоколов». Пропорции и архитектурные детали бельведера Штабов полностью повторяют верхние ярусы утраченной ныне колокольни Покровского собора.

Возможность составления проектов на месте подтверждается и общими требованиями к предоставлению проектно-сметной документации на новое строительство для утверждения в Департамент военных поселений[5].

Одним из важнейших сооружений, строительством которых руководил Детлов, был мост через реку Донец, построенный в 1834 году, и подъездные пути к нему (рис.9). Мост был разрушен в 1861 году во время наводнения. Выше по течению была смыта большая деревянная мельница, которую понесло водой и  ударило об мост. До сих пор мы можем видеть подъездную дорогу к мосту, ведущую с центральной площади вдоль Успенки на насыпи, между которыми находились мостовые прогоны. За Донцом мост проходил над озером Кривым и выходил на подъездную дорогу, превращенную ныне в улицу Дорожную (Башкировка). Это был путь в слободы Масловку, Коробочкино и город Купянск. Возраст мостовых насыпей 173 года, из которых 143 (после разрушения моста) их никто не ремонтировал, но они и сегодня в прекрасном состоянии. Очевидно, школа дорожного строительства, пройденная Карлом Федоровичем ещё в молодости у строителя петербургских мостов и набережных генерала Фабра, была освоена им на «отлично».

         За десять лет службы в Чугуеве на должности корпусного инженера Детлову довелось построить десятки церквей, манежей, казарм, мостов.         Службу в Чугуеве Карл Федорович называл самым приятным временем в жизни. В 1834 году судьба послала ему новую любовь и супругу Антуанету, которая вскоре подарила ему сына Константина. Много лет спустя Константин Карлович рассказывал о том времени со слов матери: «Вне служебных занятий жизнь  в Чугуеве представляла в то время много приятного. Это не была уже новгородская каторга 1818-1825 годов. Кавалерийские полки были наполнены зажиточными дворянами, и в Чугуеве жилось весело. Устраивались часто балы и вечера. Кроме того тут был тесный кружок образованных семей: генералов Сиверса, Воина Дмитриевича Задонского, Александра Ивановича Лизогуба (партизана 1812 г.), генерала Линдгрена, полковника Александра Григорьевича Розалион-Сошальского и другие. Из многочисленной молодежи, имевшей доступ в этот кружок, упомяну об уланском поручике Афанасьеве-Чужбинском, впоследствии известном писателе и покойном Колокольцове (бывшем потом витебским губернатором) и проч. Многие лица этого кружка были молоды в первые двадцать лет нашего столетия, все были хорошо образованы, были сверстники декабристов и на них, даже против их воли, отражались некоторые идеи, воодушевлявшие молодежь царствования Александра I.»

         Карл Федорович умел расположить к себе людей. Ростом выше среднего, крепкий, плечистый человек привлекал ровным и дружелюбным общением без тени заискивания и подобострастия к высшим, без надменности и высокомерия к низшим. К подчиненным по службе был требователен и строг, но без жестокости. Только ложь и низость вызывали его гнев и очень крутые меры. Дом его был открыт для гостей, хотя на знакомства он был разборчив. При невысоком денежном доходе семьи, Детловы ежегодно выписывали книг и журналов на сумму в несколько сотен рублей.

Отпраздновав 50-летие, Карл Детлов стал подумывать об отставке. В Харькове был куплен земельный участок, на котором инженер всю жизнь строивший для других, стал возводить собственный дом. Но мечтам о спокойной старости, посвященной воспитанию детей, не суждено было сбыться. 28 апреля 1840 года, в день рождения старшей дочери Александры, Карл Федорович трагически погиб. Лошади повозки, на которой он ехал на построение к плацу, понесли. Помогая кучеру осадить коней, он не удержался и у ограды Покровского собора упал на всем скаку с повозки. Проводить инженера пришел весь город, полк провожал гроб с телом до лютеранского кладбища в Харькове. Сослуживцы собрали средства на беломраморный надгробный памятник.

         Время стерло следы семьи Детловых, нет домов, нет могил, нет имен. Единственный портрет Карла Федоровича, опубликованный его сыном в 1885 году, является копией с портрета, написанного в Чугуеве в 1832 году (рис.10).

         Многие из знавших его современников отмечали, что уникальность Детлова состояла даже не в его таланте (талантливых инженеров было тогда в России не мало), а в его честности, в его убеждениях, не позволявших ему  даже думать о личной выгоде в казенном деле.


[1] Все биографические сведения даются из статьи Детлов К.К. Инженер генерал-майор К.Ф.Детлов (1789-1840) //Русская старина.- 1885.- Т. XLV. - Январь. - Санкт – Петербург.- С.205-228.)

[2] Пилявский В.И. Новгородские военные поселения (Историко-архитектурный очерк)// Новгородский исторический сборник.- Новгород,1959.- Вып.9.- С. 122.

[3] ЦГИАК, ф.1353, оп.1. д.303.- Л.23

[4] Лукомский Г.К. Старинные усадьбы Харьковской губернии.- Х.: Райдер, 2001. - С.81.

[5] ЦГИА Украины  Ф.1353, оп.1, д.300.- Л.11.

Бучастая Светлана Ивановна, директор  ХММ И.Е. Репина

Категория: