Архитектурные памятники Чугуева

Андрусенко Г.Б.

Архитектурный облик Чугуева сложился в период военного поселения. Сейчас Чугуев -  единственный в стране город, где сохранились планировка, отдельные здания и целые ансамбли центра военных поселений.

Военные поселения, несмотря на все ужасы поселенной жизни, были попыткой привести экономику страны в определённую систему, они были элементом порядка в лишённой порядка, раздираемой противоречиями стране. Стремление упорядочить город сказалось и на его архитектуре.

Строительство города производилось по «образцовым» проектам, разработанным в Центральном управлении военных поселений в Петербурге. Архитектурную комиссию возглавлял выдающийся русский зодчий В.Н Стасов.

В это время господствующим стилем в архитектуре был классицизм, наиболее плотно выражающий идеи патриотизма и гражданственности, очень развитые в эпоху Отечественной войны 1812 года. В военном поселении этот стиль приобрёл черты сухости, казённости, жёсткой функциональности.

План Чугуева разрабатывался без учёта исторически сложившейся планировки, которая строилась по кольцево - радиальному принципу, но хорошо приспосабливался к характеру местности и соответствовал новому назначению  города.

Улицы выпрямлялись, пересекаясь под прямыми углами, и, как в Петербурге, назывались линиями. Для строительства зданий использовался кирпич: на месте были найдены подходящие для его производства глины, построены кирпичные заводы. Мастеров искали по всей губернии, готовили и своих – из числа солдат. Разрабатывались типовые проекты жилых и казённых построек. К строениям, обязательным для размещения на площадях и улицах, относились: церковь, экзерциргаузы, госпитали, кордегардии, ресторации, жилые дома для офицерского состава и военачальников, жилые дома для поселян, служебные постройки.

Центр города обозначался четырьмя главными улицами: длинными Харьковской и Дворянской, короткими, перпендикулярными к ним, - Никитинской и Николаевской. На пересечении Дворянской и Никитинской, над обрывом к Северскому Донцу, раскинулся просторный плац для смотров и парадов. На этом плацу производились и экзекуции. Плац прямоугольной, почти квадратной формы, обрамлялся официальными постройками культового и гражданского назначения.

На северной стороне – трёхэтажное, вытянутое почти по всей длине площади здание штабов – окружного, дивизионного и полкового, построенное в 1832 году. Здание  П-образное в плане, два крыла здания ориентированы на север, на площадь выходит главный фасад. Строгая симметрия, гладкая плоскость стен, простая форма оконных проёмов характерны для своего времени и стиля. Жёсткие пропорции здания смягчены полуциркульными завершениями окон второго этажа, чуть выделенными ризалитами, двухъярусной башней над смотровой площадкой в центре здания. Башню украшали часы. По воспоминаниям современников, часы были с боем, каждый час появлялись фигурки, одетые в форму улан. В этом здании  располагался и корпус военных топографов, где в 1857 году учился 13-летний И.Е. Репин. Была здесь и литографская мастерская.

На противоположной стороне площади, чуть сдвинутое на линию впадающей в площадь Никитинской улицы  - одноэтажное здание торговых рядов («каменные лавки с погребами»), построенное в 1835 году. Здесь торговали бакалейными, парфюмерными, галантерейными товарами. Торговые ряды меньше корпуса топографов, но прекрасно его уравновешивают крупными массами семнадцати арок с их однообразно плавным ритмом линий.

Торговые помещения скрыты галереей, торцовые части решены в виде портиков. Исследователь архитектуры русской провинции Г.К. Лукомский писал: « Много уюта бывало под этими, всегда погружёнными в тень, аркадами гостиных дворов: летом прохлада, зимой защита от вьюги, осенью можно укрыться от назойливого мелкого дождика, а как приятно посидеть весною, в тёплый майский вечер, на старинной скамеечке, у колоннады перед магазином!…Всюду встречающиеся арки гостиных дворов – какой это красивый обычай: не из Италии ли он занесён к нам? Но если даже из Италии, то сколь уместным оказался он в таком случае и в северных городах Европы!… Надо пожалеть, что теперь эти ряды, отданные под военные склады, приходят в состояние всё большей ветхости и местами разрушение их слишком очевидно. Между тем, как хотелось бы восстановить прежнее значение этого здания!» Это было написано в 1916 году.

Чугуевские ряды относятся к типу столбовых рядов, т.е. корпусов-лавок, сопровождаемых обширными портиками, образуемыми простыми столбами и чередующимися арками. Архитектура рядов не очень богата, но пропорции великолепны. Здание, использовавшееся  под склады, было сильно испорчено позднейшей перестройкой. В начале 90-х годов торговые ряды были отреставрированы и приобрели прежний вид.

Фланкируют торговые ряды два двухэтажных здания – гостиница постройки  1840-х годов и госпиталь. Здания простых форм, стены на уровне первого этажа выполнены под руст.

На западной стороне площади было только одно здание – Покровский собор, построенный в 1826-1834 г.г. вместо старого деревянного Преображенского собора. Позже, в 1872 году собор перестраивался. Первоначально здание было квадратным в плане, с куполом на широком барабане. С трёх сторон – южной, восточной и северной примыкают портики, поддерживаемые четырьмя каннелированными колоннами дорического ордера. Колокольня стояла отдельно. Она была квадратной в плане, трехъярусной. Увенчивал колокольню шатровый верх. Линии колокольни перекликались с башней корпуса топографов. Собор и колокольню соединяла крытая колоннада из 16 дорических колонн, стоящих по 4 в 4 ряда. В 1872 году собор достроили тёплой церковью, соединившей основной объём храма с колокольней, колоннада исчезла. Общий вид здания утратил свою импозантность, но и после перестройки храм оставался одной из самых красивых построек в городе. Гармонические пропорции, великолепные архитектурные детали, чистота стиля, дают возможность предположить, что автор проекта - крупный зодчий, сумевший скупыми средствами создавать запоминающуюся композицию. Возможно, автором проекта был В.П. Стасов, но чертежей, подписанных Стасовым, найти не удалось. Сохранился чертёж колокольни, подписанный военным инженером генерал-майором Гербергом, который в течение 10 лет работал в военных поселениях над осуществлением замыслов В.П. Стасова. Строительные работы вела в Чугуеве своя комиссия, были свои архитекторы: Торопов, затем Смоликов, ушедший в отставку по болезни, на завершающем этапе строительства в 1832 – 1834 годах – Шрейдер. Шрейдер выполнял чертежи отдельных элементов здания: карниза, завершения колокольни – по точным правилам архитектуры для дорического ордера. Возводилось здание руками чугуевцев – солдат 7-го военно-рабочего батальона, при котором работал и Шрейдер. Сохранились имена многих мастеров: лучшего каменщика Луки Репкина, лепщика Антона Григорьева. Крест и шар делали мастеровые военно-рабочего батальона Григорий Акульцын и позолотчик Кондратий Никифоров.

Каменные плиты добывались в копях Бахмутского уезда близ селения Луганского,- подрядчик Дмитрий Степанович Згурский. Местный камень, добывавшийся в Каменной Яруге, не годился для собора: был слишком мягким.

Крыша красилась ярь – медянкою, листовое золото для позолотных работ закупали в Москве на фабрике Саввы Старикова.

Монументальные росписи и мозаики выполнял итальянский художник Пётр Розетти. В помощь ему определили местных художников из того же рабочего батальона и из окрестных сёл. В архивных документах упоминается художник Григорий Таранов, крепостной помещика Хорвата, оставшийся по вине Розетти без жалования. Розетти обязался «расписать с надлежащим приличием соборную трёхпрестольную церковь в Чугуеве…, с тем, чтобы все работы были произведены самым лучшим образом и самыми лучшими красками», но своей работой и поведением давал частые поводы к неудовольствию. По условиям, в простенках между окнами в куполе и полуциркульных нишах по стенам выполнялись мозаичные изображения, по штукатурке – альфреско.

Кроме монументальной живописи и икон храм украшали 105 лепных медальонов, выполненных из алебастра.

Соборная церковь стояла недалеко от оврага и раньше организовывала пространство всей западной стороны площади.

С восточной стороны, рядом с корпусом военных топографов, находится небольшой деревянный домик из 6 комнат – бывший путевой дворец царя. По заданию профессора Харьковского университета Н.Сумцова в 1917 году Елена Никольская обследовала дворец. Результат обследования: здание одноэтажное, деревянное, оштукатуренное внутри и снаружи, без украшений. Интерьеры комнат были расписаны. Поновленная в 80-х годах XIX века роспись закрыла старый орнаментный рисунок. Только в одной комнате осталась старая роспись стен и потолков. Во дворце имелась старинная мягкая мебель и трюмо из красного дерева с резным орнаментом и позолотой, дубовая мебель, несколько люстр и канделябров, старинный паркет. Здание представляло собой образец «путевого дворца», расположенного в одном из пунктов почтового тракта. Чугуевская интеллигенция очень дорожила этим памятником и предлагала устроить в нем музей.     

  Путевой дворец,  построенный в 1838 году, сохранился. Росписи и мебель не уцелели.

На площади за корпусом военных топографов и на примыкающих к ней улицах находились деревянные и каменные дома для штаб - и обер-офицеров. Они были  построены: в 1831 году – деревянный дом со службами для корпусного командира, в 1838 году – деревянный дом для начальника штаба дивизии, в 1839 году – каменный дом для бригадного командира, в 1834 году каменный дом для полкового командира, в 1833 году – каменный дом для командира округа. Чиновники штабов частью помещались в самом здании штабов, частью в домах, построенных в 1833 – 1835 г.г. на Дворянской улице. Здесь, кроме офицерских полутораэтажных каменных особняков, утопающих в садах, находились школа кантонистов (солдатских детей), деловые дворы. Сохранились три офицерских дома, одинаковые по размерам, но отличающиеся друг от друга архитектурными деталями, расположением и формой окон – то сдвоенных, с полуциркульными завершениями, то прямоугольных. Здесь же находился полковой деловой двор со всеми «обзаведениями»: швальней, портновской, сапожной, шорной и лакировальной мастерскими. Позже были построены каменные: караульня для мастерских, малярня, плотня, цейхгауз и кузня.

В 1829-1839 годах были построены 4 взводных каменных конюшни, фахверковая конюшня «для лошадей седла государя императора», деревянный конный лазарет. В 1840 году был построен кирпичный завод, работавший на местных глинах. Это дало возможность значительно расширить каменное строительство.

На Харьковской улице, недалеко от въезда в город, в глубине от дороги построили в 1824 году госпиталь на 250 человек – длинное прямоугольное здание, с четырёхколонным портиком в антах по центру здания.

Большое внимание уделялось укреплению берега Донца: в местах оползней ставились плетнёвые фашины, насыпалась земля, укреплялись дороги вдоль берега. Через Донец и протоки в 1839 году построили деревянные мосты. Три таких же моста переброшены были через овраги.

Для военных поселян в центре города и на одной улице на Зачуговке строились однотипные  одноэтажные дома с тремя окнами по фасаду, выходящему на линию улицы. На высоком фронтоне, образованном двускатной черепичной крышей, помещалось слуховое окно в полуциркульной нише. Ровными рядами, как солдаты, стояли эти здания по линии улицы и назывались поэтому «линейными». И.Е. Репин писал, что эти дома были такими одинаковыми, что даже голуби ошибались и залетали в чужие дворы. Но всё же архитектурные детали – окна, карнизы – несколько варьировались: карнизы по фасаду то шли ровной линией, то прерывались по середине, окна были прямоугольными или с закруглённым верхом. Фасады красились альфреско в разные цвета по специальному предписанию: «Дворы хозяев покрывать светло-зелёной краской с чёрным номером, и в которых живут резервные вместе с хозяевами, те внизу подчёркивать, а где живут резервные унтер-офицеры, то ставить красные номера на зелёном же поле… Дворы отдельных резервных покрывать синею краской с чёрным номером хозяина, к коему  они причислены… Дворы действующих покрывать красной краской без номера… Дворы не поступивших в состав эскадронов, отмеченных по списку способными к работе, покрывать жёлтой краской без номера… Дворы инвалидов – светло-коричневой без номера…» При каждом дворе должна быть доска с надписью. Белые доски с чёрной надписью: поселенный унтер-офицер №__, поселенный трубач №__, хозяин, вдова. Белые доски с красной надписью использовались для дворов действующих. Для инвалидов - белая надпись «инвалид» на чёрном поле. Дома офицерские и эскадронных командиров должны быть особые.

Жилые  строения и огорожи при них  возводились с пособием от казны, а такие дворовые постройки, как хлевы, конюшни, обязаны были делать хозяева и их резервные сами, получая только казённый лес.

Всего по городу  было поставлено 86 каменных домов военных поселян. На каждом дворе стояли также деревянные «залинейные» дома, построенные по единому образцу. «Линейные» дома по линии улицы  соединялись кирпичными заборами с полуциркульными нишами внизу, выложенные  в 0.5 кирпича. Ниши при необходимости могли использоваться как амбразуры, а толстые стены домов служить прекрасной защитой. Военное значение города подчёркивалось архитектурой. В целом облик города приобрёл «строгий стройный вид».

Улицы и площади города назывались в соответствии с указом «О наименовании прилично главных улиц и площадей, существующих в селениях округов 1837 года». Начальник 5,6,7 округов генерал-майор Лангрен получил предписание называть улицы в соответствии с их назначением, избегая названий «неблагозвучных или непристойных», как-то: улица Кобылья.

Площадь, на которой стоял путевой дворец царя и собор, называлась сначала Дворцовой, затем Соборной (ныне площадь Ленина). Площадь перед манежем на пересечении улиц называлась Манежной, такое же название носит и улица за манежем. Ещё одна площадь в центре города, где были торги, называлась Торговой. Она до сих пор занята рынком. Улица со зданием торговых рядов была сначала Лавочной, затем Никитьевской – по имени инспектора резервной кавалерии генерал-лейтенанта графа Никитина (позже – Никитинская, ныне – Розы Люксембург). На Никитинской улице в 60-х – 80-х годах XIX века жили в собственном доме родители И.Е. Репина, художник приезжал сюда неоднократно. Особенно плодотворным был приезд в этот дом в 1876 – 1877 г.г., когда И.Е. Репин написал два варианта «Крестного хода», первую картину на революционную тему – «Под конвоем», знаменитые портреты людей из народа – «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», портреты родных и знакомых. Сейчас в этом доме находится музей И.Е. Репина.

По имени известных в Чугуеве людей назывались не только отдельные улицы, но и части города: Кирилловское городище близ рабочего батальона (территория Чугуевского УВК) в честь командира военно-рабочего батальона полковника Кириллова, заречное село Клугиновка – по имени полковника Клугена. Один спуск к Донцу – Чугуевская или Генеральская гора, второй – Гридина гора. Гридиных в Чугуеве того времени было много: в списках военных поселян упоминается Иван, Ефим, Аким. Аким Гридин в «25 сражениях находился». Очевидно, один из Гридиных был поселенным начальником: в музее И.Е. Репина есть печать с надписью: "Гридин в Чугуеве". Под Гридиной горой, на берегу Донца, стоял большой дом родителей И.Е. Репина, построенный в начале 50-х годов прошлого века. Здесь были созданы первые произведения, отсюда 19-летний Илья Репин уехал в Петербург, в Академию художеств. Дом не сохранился: он был продан родителями художника на слом.

Названия улиц говорили о социальном неравенстве жителей военного поселения: две улицы, где стояли каменные дома для штаб - и обер-офицеров, назывались Офицерскими: Большая Офицерская (позже Дворянская, затем Гоголя, ныне Гвардейская – в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне и освобождения Чугуева частями гвардейской дивизии), одна из самых протяженных улиц – от плаца  до Генеральской горы, и Малая Офицерская (ныне Кожедуба), пролегающая по-над оврагом, который раньше назывался Студёным, а теперь утратил имя. Были в городе улицы Деревенская, Конюшенная, Кузнецкая.

Улицы под горой, в Осиновке, назывались больше по географическим признакам и местным приметам: там были Изюмская, Моставская, Донцовая, Подгорная, Набережная, Лесная, Пристенская, в центре Осиновки Георгиевская площадь: на ней стояла деревянная церковь Рождества  Богородицы с приделом святого Георгия. Эту церковь, построенную в XYIII веке, украшали чугуевские художники Бунаков, Шаманов, Триказов, Крайненко, Персанов. Их работы восхищали маленького Репина, и в старости великий художник удивлялся тому, как «свежа, жизненна и светла» остается их незаурядная живопись.

Георгиевская церковь стала своеобразной границей: левую от неё часть Осиновки стали называть Калмыцким. Улица Калмыцкая, как память о поселившихся в Чугуеве после Азовских походов Петра I калмыках называлась так со времени их поселения в Чугуеве.

Церкви дали названия многим пригородам и улицам Чугуева: Преображенская слобода названа в память Чугуевского Преображенского храма, который был перенесён из центра города в начале XIX века Церкви дали имена двум  Никольским улицам на Зачуговке (за рекой Чуговкой), Николаевской улице в центре города, где стоял Староникольский  храм. Название церкви дало имя восточной подгорной слободе Успенской.

Великий русский художник Илья Ефимович Репин очень любил свой город. Здесь он прожил первые 19 лет жизни и впоследствии  многократно бывал. Лучшие страницы книги воспоминаний художника – «Далёкое близкое» посвящены его детству и юности, родным местам. На страницах книги оживают и шумный постоялый двор, который содержала бабушка художника; Калмыцкая улица, которая была частью Изюмского тракта. По ней мчались почтовые тройки с бубенцами, тянулись чумацкие возы, или партии арестантов. Воспоминания запечатлевались как картины: партия чумаков остановилась на берегу Донца; горит костёр, дымок тает в сумеречном небе. По Широкой улице (позже Ворошилова, ныне Осиновская) проходит полк, блестит оружие, сверкает медь труб, звуки полкового марша эхом катятся за Донец. Деревянная Осиновская церковь выделяется на фоне леса, стройные сосны стоят на пьедестале из белого песка, отражаются в прозрачной воде Донца. Светлый родник  в тенистом Староверском лесу, там дети устраивали свои пикники. Крестный ход в Кочетке, дубовый лес с пятнами света на тёмных листьях. Многие из этих ранних впечатлений отразятся в будущем творчестве великого художника.

И.Е. Репин описал центральные улицы города, плац, где он ребёнком видел страшные экзекуции, дома военных поселян, раскрашенные в разные цвета, дороги, вымощенные булыжником «циклопической кладки». Ближе всего были родные дома и усадьба дяди Фёдора Степановича Бочарова, брата матери, поселенного начальника. Дом дяди стоял на границе Калмыцкого и Успенки, на берегу Донца. У Бочаровых было весело: собирались братья – родные и двоюродные, двоюродные сёстры (родная сестра Устя умерла 16 лет, в 1857 году), их подруги. В огромном фруктовом саду, в беседке под калинами, танцевали босиком, чтобы не испортить обувь и слушали сказки, которые рассказывал Трофим Чаплыгин, двоюродный брат И.Е. Репина. Трофим учился у крёстного отца И.Е. Репина, портного Касьянова. Он очень любил рисовать и первым познакомил Илью с чудом живописи, подарил ему кисти и краски, сделанные местным аптекарем. Поступив в корпус военных топографов, Илюша мог пользоваться хорошими кистями и акварельными красками, выписанными из Лондона: казна щедро субсидировала топографов. Другие родственники тоже, в основном, жили в Осиновке, до сих пор на улице Репина стоят дома, в которых бывал великий художник, но дома, принадлежавшие семье Репиных, не уцелели: дом бабушки снесли в 30-х годах, в 1944 году на его месте поставили памятник – стелу с надписью: «Здесь был дом, в котором родился великий         русский художник Илья Ефимович Репин. 1844-1930. Памятник, выполненный из бетона по проекту известного украинского художника А. Страхова, посвящался 100-летию со дня рождения И.Е. Репина, которое, несмотря на тяжёлые условия военного времени, широко отмечался в стране. Страхов проектировал, и памятник И.Е. Репину, который установлен не был. Памятник в центре города поставили позже, в 1956 году. Автор памятника – выдающийся скульптор М.Г. Манизер. Дом родителей, построенный в начале 50-х г.г. прошлого века, был в 60-х годах продан за долги на слом. Материал частично использован для соседнего дома Улановых, в доме сохранился кафель, покрывавший печи репинского дома, с синим классическим рисунком по белой глазури: изображены виньетки с цветами, букеты цветов в вазах.

 В доме Репиных на бывшей Никитинской улице, где художник в 1876-1877 году создал целый ряд знаменитых произведений, - создан художественно-мемориальный музей. В 1984 году в здании бывшего Покровского собора была открыта картинная галерея «Лауреаты Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина».

Последний раз в родном городе И.Е. Репин был в 1914 году, накануне первой мировой войны. Ему исполнялось 70 лет, к юбилею знаменитого художника его земляки хотели открыть рисовальную школу. Пользуясь случаем, Репин мечтал построить «Деловой двор» – свободные художественные мастерские, доступные всем, кто любит искусство. Мечта художника не осуществилась. На месте, выбранном для «Делового двора», самим художником, в красивейшем месте в городе, на крутом берегу Донца, где среди пшеничного поля стояла ветряная мельница, в 1944 году к 100-летию со дня рождения художника, чугуевцы посадили деревья. Позже здесь была разбита улица с пятиэтажными домами. Оставшаяся часть парка реконструируется.

После юбилейных торжеств художника из городской управы (бывшей войсковой канцелярии, ныне Дом детского и юношеского творчества) 13 июля 1914 года проводили на вокзал.

Украина, родной город продолжали жить в памяти художника, в его творчестве: последние его картины – «Черноморская вольница» и «Гопак» - посвящены родине.                        

Художник умер 29 сентября 1930 года и по его завещанию похоронен в саду усадьбы «Пенаты» под горкой, которую в память о Чугуеве он назвал Чугуевской.

Памятные места, связанные с именем великого художника, посещают многочисленные экскурсанты. В 1953 году в Чугуеве открылась детская художественная школа имени И.Е. Репина. Имя художника носит улица, где прошли первые годы жизни художника, одна из средних школ города и совхоз. С 1962 года при общеобразовательной школе № 3, в Осиновке, работает кружок «Земляки И.Е. Репина». Ребята собирают материалы о великом художнике, знакомят посетителей с экспозицией школьного музея.

Память о Репине хранят и многие места в Чугуевском районе. В Малиновке, за Донцом, в местной церкви (не сохранилась) И.Е. Репин выполнил первую большую заказную работу: копию с картины Штейнбена «Голгофа», известную в Чугуеве по гравюре. Картина эта для И.Е. Репина навсегда стала памятной: в картине «Не ждали» на стене рядом с портретами Т.Г.Шевченко и  Некрасова – воспроизведение картины Штейнбена как символ жертвенности и любви к людям.

В Кочетке И.Е. Репин мальчиком видел крестные ходы, привлекающие в Кочеток, в церковь всю округу. Позже, уже известным художником, в 1876 и 1877 годах И.Е. Репин снова видел крестные ходы и именно здесь задумал написать картину, ставшую одной из лучших в его творчестве и в отечественном искусстве II половины XIX века.

С Печенегами, которые в то время назывались Ново-Белгород, также связана яркая страница творчества художника. В 70-х годах в Печенегах был Новобелгородский каторжный централ, где отбывали срок наказания многие видные революционеры того времени: Василий Герасимов, Ипполит Мышкин, первый  рабочий революционер Пётр Алексеев, речь которого на процессе 50-ти хорошо знали русские интеллигенты. По живым впечатлениям И.Е. Репин написал картину «Под конвоем», ставшей первой картиной посвящённой образу русского революционера в его творчестве. Уроженцем Печенег был известный художник Г. Семирадский, соученик И.Е. Репина по Академии художеств.

В Мохначах, в 18 верстах от Чугуева, И.Е. Репин провёл, как он вспоминал, небесполезно лето 1877 года. Здесь он написал ряд акварелей, выполнил множество рисунков. С Мохначами связано создание одной из известных работ художника «Во время обедни на цвинтари».

Памятные репинские места нуждаются в сохранении и широкой популяризации.

Категория: